Впадение в детство

Нормальное телевидение в сегодняшней России можно делать только для тех, кому от 4 до 16 лет

Когда в стране в очередной раз нечем дышать и очередная безуспешная попытка строить «суверенную демократию» перекрывает кислород творческим людям, у них остается проверенный российской историей способ внутренней эмиграции — впадать в детство. По всему этому году «размазаны» торжества, посвященные 125-летию со дня рождения едва ли не самого знаменитого (на пару с Самуилом Маршаком) советского детского писателя Корнея Чуковского. Человека, который вовсе не собирался быть детским писателем и которого многолетние цензурные преследования советской власти заставили эмигрировать в детскую литературу из литературной критики. Но речь у нас не о нем — о сохранении тенденции.

С 1 сентября собственным детским каналом вслед за «Первым» обзаводится ВГТРК. Называться этот канал будет «Бибигон» по имени литературного персонажа из одноименной, пожалуй, самой неудачной сказки Корнея Чуковского. «Бибигон» будет выходить в эфир днем на телеканале «Россия» и телеканале «Культура», а утром на телеканале «Спорт». Полная версия войдет в основной пакет спутникового телеканала «НТВ-Плюс». Мне кажутся очень показательными слова, которые гендиректор ВГТРК Олег Добродеев (человек, который, как и гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, когда-то, до сознательной профессиональной деградации, делал живое ТВ, а не кремлевский пропагандистский пенопластовый суп) произнес о «Бибигоне». Г-н Добродеев сказал, что, делая вставки «Бибигона» на телеканалах «Россия», «Спорт» и «Культура», ВГТРК понесет определенные потери в телеаудитории и доходах от рекламы. А дальше перешел с обычного картонного языка нынешних теленачальников на более человеческий: «Это абсолютно сознательная позиция и шаг абсолютно правильный с точки зрения исторической перспективы…Мелочная борьба за каждый пункт рейтинга — это неправильно, и путь, ведущий в никуда».

Вслушайтесь в эти слова. Смесь светлухи с чернухой, которой в особо крупных размерах потчуют аудиторию все наши общенациональные каналы, до сих пор телебоссы объясняли именно формулой «пипл хавает», то есть рейтингами.

Тот же г-н Добродеев, как известно, ненавидит все эти «Аншлаги» и «Кривые зеркала», но они нравятся людям, голосующим за нынешнюю власть.

А поскольку телевидение усилиями тех, кто безропотно принял правила игры, установленные в начале путинского правления, превратилось исключительно в сферу обслуживания в плохом смысле слова («правильные» новости и заказное мочилово внутренних и внешних противников российской власти — для начальства, юмор ниже плинтуса без иронии и сарказма — для плебса), приходится терпеть.

И вот теперь, представляя детский канал «Бибигон», один из главных производителей отвратительной по качеству продукции пропагандистской машины Кремля произносит: «Мы попробуем изменить ту повестку для телевидения, которая существовала долгие годы». Хотя читается это не как прорыв к новому, а как попытка вернуться от нынешнего телевизионного морока к нормальному телевидению, где можно не врать и не прикидываться идиотами. Просто потому что дети пока счастливо лишены необходимости поддерживать президента и преемника, «суверенную демократию» и втыкание титановых флажков на дно Арктики в рекламно-политических целях.

Получается, что нормальное телевидение в сегодняшней России можно делать только для тех, кому от 4 до 16, — такой возрастной ценз определили на презентации сами создатели «Бибигона».

Дети, домоводство, животные, машины — замечательные темы для живого и близкого людям телевидения. Только в странах, где телевидение не кастрировано идеологическим топором, телеканал «Дискавери» естественно дополняет нормальные новости «Би-би-си», а не является попыткой людей, работающих на большом, «серьезном» канале, спрятаться от государства за невинными детскими душами, с помощью аполитичных и не включенных в бесконечные политические разводки малышей хоть как-то уцелеть профессионально и человечески.

Великий писатель Андрей Платонов, последние годы работавший дворником, замечательный критик и историк литературы Корней Чуковский, спасший себя для литературы и, возможно, просто спасший себе жизнь, вовремя впав в «детство», теперь вот телеканал «Бибигон», который в любом случае сделает человечнее изуродованное веяниями с политического Олимпа лицо одного из двух главных телеканалов страны… Конечно, можно долго говорить о том, что цензура оттачивает мастерство, что настоящий художник становится таковым только благодаря испытаниям и страданиям.

Но все-таки очень хочется успеть дожить до времени, когда в России можно будет, не кривя душой, не стыдиться профессии телевизионного или «бумажного» журналиста.

Когда писателю калибра Платонова не понадобится мести улицы, чтобы выжить при полном высочайшем запрете на публикации. Когда хороший детский телеканал (надеюсь, «Бибигон» получится хорошим) не будет лучом света в темном телевизионном царстве. Дети слишком хороши, чтобы эмиграция в их мир была вынужденным актом творческого самосохранения взрослых. Для них можно и нужно писать книги, сочинять музыку, делать телепередачи безо всякого принуждения эпохи.