Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Великодержавный олимпизм

Едва ли не каждый день накануне Игр в Ванкувере мы слышим заявления спортивных и околоспортивных российских чиновников о давлении, которое оказывается на Россию. Речь идет прежде всего о статьях в канадской прессе с претензиями в адрес российских лыжников и биатлонистов, ставших главными поставщиками допинг-скандалов в последние два года. В частности, канадские журналисты призывали МОК не допустить к участию в Играх нашу биатлонистку Ольгу Медведцеву (Пылеву), попавшуюся на применении запрещенного препарата в 2006 году на прошлой Олимпиаде в Турине. Президент МОК Жак Рогге тут же напомнил им, что правило, по которому попавшиеся на допинге кроме плановой дисквалификации пропускают следующую Олимпиаду, ввели в 2008-м, а потому никто не может требовать применения закона «задним числом». Да еще некий канадский врач опубликовал статью с призывом не пускать на Игры российских лыжников и лыжниц из-за большого количества попавшихся на допинге. (К слову, в относительно недавней истории лыжных гонок был случай, когда за большое количество «едоков допинга» дисквалифицировали всю лыжную сборную Финляндии — и мужчин, и женщин). На эту статью и вовсе никто, кроме российских телеканалов, внимания не обратил. Зато

практически во всех телепрограммах главных российских каналов, посвященных Ванкуверу, исподволь звучит модная тема «заговора против России», активно оживающая перед каждой Олимпиадой и сильно напоминающая обычную политическую риторику российских властей о происках «внешних врагов» или «международного терроризма».

Совсем недавно, например, один из думских депутатов-единороссов обвинил «мировую закулису» в организации калининградского митинга протеста против Бооса и Путина.

Кроме темы «заговора против России» в предолимпийских телепередачах спортивные чиновники и руководители федераций по разным зимним видам спорта заранее нашли объяснение более чем вероятному неудачному выступлению нашей сборной в Ванкувере — спортивные журналисты и чиновники практически уверены, что по наградам эта зимняя Олимпиада станет худшей в истории страны. Объяснение это тоже очень похоже на то, как нынешняя российская власть объясняет далекие от спорта проблемы страны — «лихие 90-е». Мол, в эти годы большой спорт оказался в загоне, а костяк нынешней олимпийской сборной начинал свою карьеру именно тогда. При этом можно не сомневаться, что победа хоккейной сборной России окупит все прочие наши неудачи в глазах политического руководства страны (о болельщиках и говорить нечего — для нас совершенно нормально болеть за «своих»). А если вдруг случится чудо и наши биатлонисты, лыжники, фигуристы выступят лучше, чем ожидается, «лихие 90-е», когда они начинали, никто из чиновников, разумеется, не похвалит — они похвалят себя.

Но если политическая составляющая в Играх-2010 для российской власти все-таки относительно мала, то следующая

зимняя Олимпиада в Сочи должна стать настоящим «триумфом воли» путинизма. Я не сомневаюсь, что одна из ключевых причин, по которой Владимир Владимирович явно захочет в 2012 году вернуться на пост президента — желание руководить страной в момент первой в истории зимней Олимпиады в субтропиках.

Единственного путинского созидательного проекта, который может быть доведен до конца и где можно предъявлять реальные результаты. Просто потому, что еще ни одна страна, затевавшая строительство олимпийских объектов, не проваливала его. Уже сейчас вся официальная пропаганда этих Игр сводится к тому, что мир получит самые лучшие зимние Игры, а Россия должна там «всех порвать».

По большому счету, это мало чем отличается от идеологической начинки советской летней Олимпиады 1980 года. Те Игры должны были явить миру картинку лучшей в мире страны с самым правильным строем. При этом атмосфера в стране и характер политического режима тоже были очень похожи на нынешние времена. Власть, как и сейчас, казалась несменяемой в принципе (с той лишь разницей, что Брежнев был старенький, а Путин все еще молодой) и думала, что успешно ввела население в состояние вечного летаргического сна. Правда, тогда олимпийский рассвет СССР быстро обернулся для страны ее бесповоротным политическим закатом.

Олимпиаду-2014 Россия, если политическая парадигма ее развития не поменяется и власть не перестанет присваивать себе чужие победы, будет подавать миру как витрину достижений путинской (а вовсе не медведевской) эпохи, ее апогей и апофеоз. Хотя любая хорошо организованная Олимпиада сама по себе не отменяет политического или экономического варварства, существующего в стране-организаторе (свежайший пример — пекинские летние Игры-2008, после грандиозной церемонии открытия которых один из представителей оргкомитета Игр-2012 в Лондоне сказал замечательную фразу: «У нас в стране нет столько людей»). Как и самые выдающиеся и многочисленные олимпийские победы не являются политической заслугой власти.

В США президенты меняются максимум каждые восемь лет, а победы как были, так и есть. И Норвегия, великая держава в зимних видах спорта, тоже не заражена бациллой великодержавного олимпизма.

Ни королю, ни премьер-министру там не приходит в голову говорить, что триумф легендарного лыжника Бьорна Дэли или не менее легендарного биатлониста Оле-Эйнара Бьорндалена — следствие «большого внимания, которое уделяет развитию спорта руководство страны». В России же речи об этом внимании чиновники повторяют как мантры.

А вообще тему великодержавного олимпизма в России закрыл замечательный анекдот хрущевской поры — про то, как Никита Хрущев и тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр бегали стометровку. Американская пресса отметилась кратким сообщением на внутренних страницах: «Президент США Эйзенхауэр и первый секретарь ЦК КПСС Хрущев пробежали стометровку. Победил Эйзенхауэр». Газета «Правда» написала пространную передовицу. Начиналась она с того, что партия и правительство прилагают огромные усилия для развития спорта в СССР. «В стране, благодаря партии и правительству, построено столько-то стадионов, столько-то бассейнов, столько-то ледовых дворцов… Лично Никита Сергеевич Хрущев уделяет огромное внимание развитию спорта… Во время визита в США он пробежал стометровку с президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Никита Сергеевич финишировал вторым, Эйзенхауэр — предпоследним».

Надо ли напоминать, на каком месте финишировали США и СССР в реальном политическом забеге мировой истории…

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp