Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Грекопадение

Великая история государства или прошлые заслуги перед человечеством — не основание для его величия и не страховка от печальных и постыдных событий в настоящем. Одна из ключевых стран для современной европейской и мировой цивилизации, Греция давно утратила свой культурный или геополитический масштаб. А теперь и вовсе оказалась «слабым звеном» международного сообщества. К слову, это очень поучительная ситуация и для России — страны с амбициями и гонором, существенно превосходящими ее нынешние возможности и место в мировых политэкономических процессах.

В Греции, на родине демократии, толпа поджигает здания с людьми внутри. На фоне разорения страны демонстранты требуют, чтобы правительство отказалось от снижения зарплат и социальных пособий в обмен на гигантскую экстренную финансовую помощь Евросоюза и МВФ. При том факте, что без этой помощи никаких шансов удержать госрасходы на прежнем уровне, избежав полного экономического коллапса, у греческого правительства нет. А расточительная и неэффективная бюджетная политика Греции вызвала новый кризис в Евросоюзе в момент, когда еще рано говорить об окончательном преодолении последствий мирового экономического кризиса.

В милом голливудском фильме «Моя греческая свадьба» отец невесты из большой греческой семьи говорит жениху: «Когда твои предки лазили по деревьям, мои придумывали философию». Увы, в истории человечества страны могут радикально меняться ролями, переживая после расцвета периоды упадка или даже полностью прекращая свое существование. И статус первооткрывателя философии не спасает.

Теперь Греция в сводках мировых новостей выглядит центром упадка и варварства, а не мудрости, культуры, цивилизованности.

Теперь в Германии, главном идейном и экономическом локомотиве евроинтеграции, согласно опросам, половина населения выступает за исключение Греции из зоны евро. Хотя никакого механизма исключения пока не существует, как не существует и механизма исключения из самого Евросоюза. Пережив в 30—40-е годы прошлого века крупнейшую ментальную, политическую и экономическую катастрофу фашизма, Германия сумела, следуя принципам демократии и свободной экономики, добиться роли значительной мировой державы. Маленькая Греция пережила кровавую семилетнюю диктатуру «черных полковников», по историческим меркам, относительно недавно, избавившись от нее в 1974 году.

Больших политических амбиций у Греции с тех пор не было, экономические возможности все эти годы тоже оставались достаточно скромными — миру страна известна прежде всего как значительная туристическая держава, но не как центр прорывных инновационных технологий или каких-нибудь товаров выдающегося качества (за исключением разве что оливок).

А едва ли не главным геополитическим проектом Греции стало желание заполучить летние Олимпийские игры к столетию возобновления олимпийского движения, отмечавшемуся в 1996 году.

Афинам все-таки дали провести Олимпиаду, но несколько позже, в 2004 году. Именно с гигантских затрат на Олимпиаду, ее рекордной убыточности и коррупционных скандалов вокруг расходования средств на ее подготовку и начался нынешний этап обвала греческих финансов. Так вышло, что незадолго до Игр в Афинах в стране после очередных парламентских выборов сменилось правительство. И новый премьер откровенно заявил, изучив олимпийские сметы, что при его власти страна ни за что бы не стала претендовать на проведение Олимпиады. На нее попросту не было таких денег, которые пришлось выделять.

Когда страна таких небольших размеров и с такой небольшой экономикой получает бюджетный дефицит в сотни миллиардов евро, который неоткуда компенсировать, это не может быть следствием только полной безответственности правительства — в Греции разные политические силы достаточно регулярно сменяют друг друга. Видимо, за это несет ответственность и трудоспособное население. И когда Евросоюз, пусть даже из соображений глобальной экономической безопасности, протягивает стране руку помощи, ее надо благодарно принимать, исполняя все условия, а не устраивать акции протеста без малейших шансов добиться удовлетворения своих требований. Все-таки Греция с ее цивилизационным опытом в идеале должна бы отличаться, например, от Киргизии. Но, судя по кадрам видеохроники, отличается не очень.

Для России то, что случилось с Грецией на данном витке ее истории, должно представлять особый интерес.

Россию с Грецией роднит ощущение утраченного былого величия — с той лишь разницей, что свою империю мы потеряли практически только что и в отличие от Греции, никогда в новую эру мировым порядком не рулившей, привыкли быть такими рулевыми. Экономический и политический крах может настигнуть любую страну. Он не может быть остановлен никакими ее прежними историческими достижениями. Мы творим историю здесь и сейчас, опираясь на опыт предшествующих поколений, но и создавая новое, но и совершая собственные ошибки, но и находя свои способы преодоления старых, а также впервые возникающих перед цивилизацией проблем.

Исторически Греция заслужила лучшей участи. Античная философия, великое искусство, первые демократические институты — неоспоримый и неотменимый вклад Греции в развитие мировой цивилизации.

Но сейчас эта европейская страна оказалась в значительной степени на задворках той цивилизации, которую создавала. Ее пример показывает, как важна ответственная политика в каждый момент времени. Мы, рядовые граждане и правители, своими действиями пишем историю своей жизни, страны, мира каждый день. Поэтому от каждого из нас, пусть и в разной мере, зависит, в какую историю попадем или вляпаемся мы лично, наши страны, человечество в целом.