Государство в себе

Ответственность за страну – не обязанность, а лишь личный выбор каждого

Всплеск гражданской активности в России запросто может смениться полной апатией после того, как мы с вами узнаем итоги выборов 4 марта. Через 90 лет после знаменитого философского парохода, на котором великодушный дедушка Ленин выслал в пожизненную эмиграцию цвет русской интеллигенции (а то потом его все равно расстрелял бы Сталин), нас могут ждать «философские самолеты» — массовая внешняя или внутренняя эмиграция большинства приличных людей этой страны. Тем важнее трезво оценить меру ответственности каждого из нас за происходящее с Россией.

Одновременно забавно и печально наблюдать, как в России на фоне невиданной за два десятилетия и вполне оправданной митинговой волны в очередной раз происходит всплеск интеллигентских разговоров о категорической необходимости персональной ответственности за страну. Мол, сидели мы тихо, не высовывались, жили своей частной жизнью и вдруг осознали: пора побыть гражданами. По крайней мере, три месяца между двумя федеральными выборными кампаниями. Эти разговоры по-человечески понятны, но по сути глубоко ущербны.

Чтобы в нашем доме появилось полноценное государство и, как следствие, завелась полноценная жизнь с реальными социальными лифтами, как раз очень важно разделить сферы ответственности. За страну должна отвечать власть и только власть.

Это даже не ее моральный долг, а категорическая профессиональная обязанность. У нормальной власти просто нет другой работы. Общество (и, следовательно, каждое «я» как его часть) отвечает за выбор этой власти. А отдельный человек в большей или меньшей степени способен отвечать лишь за себя — он и есть государство в себе.

Не случайно тему коллективной ответственности очень любила эксплуатировать советская власть. Это помогало ей размывать собственную ответственность за происходящее. Бойкая рубрика «Мы отвечаем за будущее» в советских газетах, строчка советской песни «Жила бы страна родная, и нету других забот» ловко искажали существо дела. Ведь в любой частной жизни постоянно присутствуют «другие заботы», нам почти всегда объективно не до страны. Главная и наиболее эффективная возможность проявить ответственность за страну — избрать себе власть — у советских людей отсутствовала. Зато их пытались повязать круговой порукой ответственности, например, за массовые репрессии: доносительство в известные годы официально считалось гражданским долгом и моральной доблестью.

Конечно, российская ситуация, когда за страну вот уже почти двенадцать лет не отвечает никто, далека от нормальной.

Естественно, наиболее совестливые и мыслящие люди всегда имеют максимально широкий горизонт личной ответственности. Они удерживают в этом горизонте ответственность за страну и даже за весь мир. Но такая мера ответственности — всегда предмет личного выбора человека, а не общая норма поведения.

Никто, кроме власти, не обязан отвечать за страну, но каждый из нас волен считать такую ответственность возможной для себя. И уж в любом случае мы автоматически отвечаем за страну в момент выборов. Хотя бы поэтому выборы должны быть честными — иначе нас фактически принуждают ко лжи.

Ближайший критический момент ответственности каждого отдельного гражданина России за страну — президентские выборы 4 марта.

Голосуйте против Путина, если вы за перемены и хотите жить в другой стране, на мой взгляд, более адекватной, цивилизованной и человечной. Голосуйте за Путина, если вам чем-то нравится этот человек или вы считаете его наименьшим из возможных зол.

Но потом не ропщите: вы и только вы отвечаете за этот выбор. Я и только я отвечаю за свой — по крайней мере, не смогу себя упрекнуть в том, что когда-либо голосовал за Путина с Медведевым.

Ситуация в стране может измениться не благодаря тому, что все мы вдруг почувствуем каждодневную личную или коллективную ответственность за Россию, а благодаря тому, что научимся лучше отвечать за себя. Я помню, как с легкой долей иронии нам рассказывали на школьных уроках литературы о чеховском призыве заниматься самосовершенствованием, по капле выдавливать из себя раба. В советские времена правильным считалось бороться за идеологически «правильный» миропорядок. Хотя для человека нет ничего важнее работы над собой, выстраивания собственных отношений с миром. Ничем другим, в сущности, мы в свой краткий земной век и не занимаемся. Если каждый «я» постарается стать свободнее, честнее, профессиональнее, нас будет труднее превратить в стадо, загнать в нерушимые блоки коммунистов и беспартийных, народные фронты, сделать колесиками и винтиками любой системы.

Для человека максимальная независимость от государства важнее, чем мнимая ответственность за него. Отвечать за человечество порой гораздо проще, чем за себя.