Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Соль города

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»

Дело, разумеется, совершенно не в том, что распоряжение московского правительства, приравнивающее в смысле работы иногородних граждан к иностранным соответствует или не соответствует федеральным законам, нарушает или не нарушает Конституцию, будет или не будет обжаловано московской или Генеральной прокуратурой.

Я даже понимаю, почему Москва в юридическом смысле ведет себя как независимое и суверенное государство. Непонятно, как это получается, но Москва действительно независимое и суверенное государство внутри России. Непонятно, почему в случае Москвы не действуют законы сообщающихся сосудов или же Ломоносова--Лавуазье, но иногороднему человеку трудно жить и работать в Москве, трудно перетекать в нее даже и из области. Как-то он не приживается. Как-то заметно, что он здесь чужой – движется не так, говорит не так, одет не так.

В этом смысле, может быть, даже и правильно было бы объявить Москву отдельным государством и плевать на всех уже не де факто, а по закону.

Меня заботит другое. Я все думаю, как правительство Москвы представляет себе город. Вот в нем много всяких учреждений и производств. Вот миллионы людей каждый день утром идут на работу, а вечером идут домой. Про рабочих понятно, потому что они живут в рабочих кварталах и работают в рабочих кварталах. То есть никуда они не ездят, разве что на Красную площадь, когда салют, либо же в парк Горького, если они бывшие пограничники.

Центр города Москвы тоже мало-помалу становится похожим на нормальный центр любого европейского или американского города. Там живет творческая интеллигенция всякая, художники, артисты, авантюристы, обманщики, журналисты, сексуальные меньшинства, сквоттеры – одним словом, много всякого живет народу, способного украсить своею манерой одеваться и не спать по ночам центр столицы.

Еще, правда, в центре Москвы живут богатые люди, которым, по-хорошему, жить там не полагается, но извиняет этакий демографический перекос то обстоятельство, что люди эти богаты не по-настоящему, то бишь вчера были бедны, сегодня богаты, завтра как бог даст. И антикварная мебель у них в квартирах принадлежала, конечно, дедушке, однако ж не дедушке этих счастливых людей, а просто дедушке, неизвестно чьему.

Теперь главный вопрос: где живет в Москве средний класс? Я имею в виду высший средний класс: адвокаты, банковские служащие, телевизионные ведущие, брокеры, программисты. Где живут все эти люди, которые суть соль большого города и которые в цивилизованных странах ни за что в городе жить не станут, а будут только приезжать на работу?

В любом нормальном городе мира эти законопослушные и буржуазные люди живут в пригородах, потому что там воздух чище, а они заботятся о здоровье. Они живут в пригородах, потому что у них, как правило, двое или больше детей, а детям хорошо бы все же на воздухе и чтоб перед домом была лужайка. Они живут в пригородах, потому что предпочитают знать, что у них в подвале и что у них на чердаке. Они слишком ценят свой быт, чтобы позволять посторонним вмешиваться в него будь то посредством гексогена или посредством вечеринок над головой.

Так вот, в Москве все эти люди живут либо в городе, либо в ближних загородных поселках, но без прописки. Вы можете представить себе, чтобы в Париже запрещено было работать людям, живущим в Клиши? Вы можете представить себе, чтобы в Нью-Йорк не пускали работать из соседнего штата, благо, что ехать-то там всего только по тоннелю под рекой? Вы можете представить себе, чтобы в Лос-Анджелесе запрещено было работать людям, живущим в Беверли Хиллз?

Наконец, правильно ли я понимаю, что мэр Москвы Юрий Лужков и президент России Владимир Путин только прописаны в столице, а живут на самом деле за городом? По-хорошему, то, если прописать мэра и президента там, где они живут, то ради разрешения на работу одного в Кремле, а другого в Мэрии придется собирать толстенную кипу документов, испрашивать разрешения, давать взятки.

Скажу больше, если распространить закон на всех и потребовать от загородных жителей бросить московскую работу, то у нас не будет ни правительства, ни Думы, ни Совета федерации, ни министерств, ни спецслужб, ни даже профсоюзов, каковых, впрочем, и так толком нет.

Этот указ правительства Москвы свидетельствует о двух вещах. О том, что закон вещь относительная, во-первых. И о том, что правительство города не понимает, кто в городе соль, во-вторых.

Автор – специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ».

Новости и материалы
Глава МИД Венгрии назвал конфликт на Украине тотальным фиаско Запада
США обвинили РФ в сокрытии информации после вето в ООН по ядерному оружию в космосе
Лукашенко: белорусская оппозиция хочет захватить район в Брестской области
В Минобороны Белоруссии назвали цель размещения ядерного оружия РФ
Глава Федерации фехтования России объяснил, почему россияне не поедут на Олимпиаду
В Белорусии предотвратили удары боевых дронов по Минску
КГБ Белоруссии: Запад формирует марионеточные структуры на случай оккупации республики
Жителей одного из районов Новосибирска держит в страхе малолетний хулиган
Ученые предостерегли от лечения гайморита чесноком по рецептам из TikTok
«Динамо» предрекли медали по итогам сезона в РПЛ
В Кремле рассказали о планах Путина на майские праздники
Киркоров потратил 200 млн рублей на ремонт, «умные» туалеты и кровать
Нюша снялась в бикини и с новым имиджем
Макрон высказался о будущих отношениях Европы и России
Алика Смехова похвасталась фигурой в откровенном купальнике после похудения
Макрон назвал поражение России на Украине «абсолютной необходимостью»
В ВТБ усомнились в охлаждающем действии ключевой ставки
Лукашенко оценил вероятность войны с Западом
Все новости