Сарамдыри доширагыль саранг хамнида! Именно так звучит секретная формула, с помощью которой корейская компания Korea Yakult Co, более известная у нас как KoYa почти завоевала Россию. Корейцы торгуют здесь, казалось бы, бесхитростной дрянью: пшеничная мука, пальмовое масло, модифицированный крахмал, соль, сушеный лук, клейковина, глюкоза, Е621, эмульгатор-загуститель, краситель «бета-каротин», порошок соевого соуса, чесночный порошок, перец, ароматизатор, идентичный натуральному. Все вместе упаковано в прямоугольную пластиковую коробку и стоит 15 рублей. Называется – лапша быстрого приготовления «Доширак». В этом году KoYa планирует заработать в России на этом дешевом изделии 308 миллионов долларов. Это почти половина российского рынка лапши быстрого приготовления.
«Доширак» в корейском смысле этого слова – продукты, которые корейцы берут с собой на службу в пластиковых контейнерах, чтобы работать на износ, не покидая любимого офиса. Всего десть лет назад они приехали с такими же контейнерами в Россию и, по свидетельству очевидцев, до сих пор круглосуточно пашут так, что время от времени вынуждены напиваться водкой. «Вчера у меня был стресс» – объясняют доширакцы друг другу специфику работы вне родины. Их можно понять: успех в России кудрявой корейской лапши с добавлением горошка, грибов и мистических порошков поражает воображение.
По данным исследовательской компании ACNielsen, 96% россиян хотя бы раз в жизни пробовали «Доширак». Почти половина соотечественников после этого пристрастилась к продукту не на шутку. Если еще в прошлом году постоянными покупателями лапши считались люди, употребляющие «Доширак» в пищу не реже раза в неделю, в этом целевая аудитория волнистого брикета разводит его кипятком и съедает по пять раз в неделю. Причем уже не только на работе. «Доширак» в России стал семейным блюдом: его все чаще подают дома на стол. Нешуточный ажиотаж вокруг продукта заставил корейцев в прошлом году выстроить собственный завод в ближайшем Подмосковье.
Поверхностным объяснением феномена корейской лапши могли бы стать доводы о бедности и умственной отсталости российского населения. Во всяком случае, крайние проявления любви к «Дошираку» так и выглядят. Скажем, известно, что лапшу воруют: она не может нормально доехать ни до одного магазина. Ее тайно распихивают по багажникам машин таджики, узбеки и казахи и контрабандой увозят в свои края.
Совершенно обезумели и соотечественники. Скажем, не так давно во Владивостоке были задержаны двое мужчин, которые под покровом ночи выкрали с оптового склада продуктов питания 36 коробок корейской лапши на общую сумму 8 тыс. рублей. Весьма любопытен их социальный статус. Один злодей – трижды судимый 28-летний рецидивист, второй – 44-летний гражданин, состоящий на учете в местном психоневрологическом диспансере.
Однако вечные причитания относительного того, что Россия была бы прекрасной страной, когда бы не некие темные силы, не кучка мерзавцев и недоумков – всего лишь жалкие оправдания. Судя по рекламе, которую корейцы в последнее время размещают на нашем телевидении, основа жизнеспособности псевдолапши – благополучные, состоявшиеся и довольные жизнью россияне. Вспомните последний ролик. Счастливая семья собралась к столу. Розовощекий глава дома, причесанный сынок. Блондированная мамаша подает им лапшу, вымоченную в кипятке, и вздыхает: могла бы приготовоить, что угодно, но нет, просят «Доширак». По всей видимости, поев лапши, семья потом возвращается к своим излюбленным делам: они вместе смотрят телепередачу «Аншлаг», слушают радио «Шансон» и костерят соседей.
«Сарамдыри доширагыль саранг хамнида!» – вот правда о нашем народе, главная формула его благополучия. В переводе с корейского означает буквально следующее: «Люди любят Доширак!» Против этого нет приема. Лапша уж очень хороша. И дешевая, и мучиться не надо. Добавил кипятку – и дело сделано. Приятного аппетита.