Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Терроризм фундаменталистский и антимилицейский

Ваххабизм – это удел главным образом тех, кого обычно называют маргиналами

,
Ваххабизм — это удел главным образом тех, кого обычно называют маргиналами.

Смесь социального недовольства коррумпированной властью и разочарования в традиционном исламе, власть поддерживающем, становится базой, на которой формируется ваххабитская община, а предельно жестокая тактика, которую используют силовые структуры, делает настроения членов общин все более радикальными. Каким образом религиозные общины ваххабитов, вполне легальные в начале 90-х годов, стали организационной основой террористической деятельности, в интервью «Газете.Ru-Комментарии» объясняют ученые сектора народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Абдулгамид Булатов и Сергей Арутюнов.

Абдулгамид Булатов, научный сотрудник сектора народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН

— Абдулгамид Османович, Как изменяется положение на Северном Кавказе?

— Безусловно, положительным моментом можно считать спокойно прошедшую смену высшего руководства в Дагестане. Перед назначением нового главы было много прогнозов, в которых говорилось о возможном обострении ситуации, выступлениях недовольных решением руководителей местных этнополитических и этнокриминальных группировок. Этого не произошло, поскольку выбор был сделан правильный. Сейчас руководство Дагестана предпринимает ряд шагов, направленных на улучшение ситуации в республике. Нужно не только военными методами бороться с терроризмом, но и понять, почему туда идут люди.

— Какова идеологическая основа терроризма?

— Со второй половины 90-х годов речь шла о том, что терроризм подпитывается из за рубежа. О ваххабитах говорили, что они имеют только долларовые интересы. Но это, мягко говоря, не полностью соответствует действительности. До 1999 года ваххабизм в Дагестане не был запрещенным направлением, и можно было видеть, как люди попадают под их влияние. Это происходит с человеком в состоянии духовного кризиса, когда он не находит себе места в современных ему реалиях, пытается найти для себя идеологическую опору. Ваххабиты все соотносят с Кораном, но это наиболее упрощенное понимание Корана. Они понимают его аяты буквально, без учета контекста. Например, есть положения, в которых говорится, что, встретив язычника, нужно ударить его мечом. И, даже если язычник — член семьи, нужно его изгнать, порвать с ним отношения. Вместе с тем, в Коране есть предписание о том, что в религии нет принуждения, известны высказывания пророка Мухаммеда, не приветствовавшего жестокость и насилие по отношению к немусульманам. В переходные периоды истории, когда мусульмане будут обращаться к гуманистическому потенциалу ислама, понимая, что радикальные положения связаны с существовавшей в период формирования учения необходимостью мобилизовать силы для борьбы с врагами. Но какая-то часть сторонников в силу особенностей восприятия будет все понимать максимально упрощенно.

Авторы, взгляды которых можно отнести к ваххабизму, известны еще с XIII века. Фундаментализм в исламе, как и в любой другой религии, — закономерное явление в ее развитии, как охранительная реакция на модернизацию, которая неизбежно появляется с течением времени. Когда полтора десятка лет назад ваххабизм появился на Северном Кавказе, в нем оформились три основных направления — это умеренный ваххабизм, радикальный и промежуточное направление, находившееся между этими двумя полюсами. Умеренных ваххабитов возглавлял Ахмад-Кади Ахтаев, который скоропостижно скончался в 1998 году. Знавшие его ученые говорили о нем как об очень образованном человеке. Он выступал против насилия, за мирное сосуществование и поиск общего языка с представителями традиционного, тарикатского ислама. После его смерти возобладало крайнее направление. Умеренное направление сошло на нет, а те, кто занимал промежуточную позицию, частично ушли к радикалам, а частично просто отошли от участия в организованной деятельности.

Первоначально ваххабизм брал вполне справедливой социальной критикой.

Его последователи выступали против деятельности коммерческих банков, которых в середине 90-х гг. в одной Махачкале было больше полутора сотен, в своих селениях запрещали торговлю алкоголем и противостояли распространению наркотиков. Такого рода действия вызывали недовольство лидеров местных этнокриминальных группировок. В ваххабитских общинах действовали эгалитарные принципы, что так же, как и социальная критика, первоначально привлекало часть молодежи. После 1996 года в деятельности ваххабитов произошел перелом, связанный с переходом к террористической деятельности, чему способствовала и поддержка со стороны Чечни. Подобная деятельность оттолкнула часть городских ваххабитов. 1999 год привел к военному разгрому ваххабитов и запрещению их деятельности. Но протестный потенциал, хотя и в меньшей степени, чем раньше, сохраняется, и основная причина его социальная.

Если ситуация в республике и на Кавказе в целом будет меняться к лучшему, то база ваххабизма будет неуклонно сужаться.

Ваххабизм не может утвердиться на Кавказе по двум основным причинам Во-первых, ваххабиты не принимают национальных различий, что не соотносится с возросшей ролью национального фактора на Кавказе в постсоветский период, особенно в вопросах, связанных с властью. Во-вторых, они не принимают традиционную культуру, ислам же везде, где он укоренялся, и на Кавказе в том числе, вбирал в себя местные обычаи, традиции. Такой синтез и формировал реальное лицо местного ислама. Это два ключевых момента, которые резко сужают социальную базу ваххабизма, отсекая от него основную массу населения. Поэтому ваххабизм — это удел главным образом части молодежи, утратившей связь с традиционной культурой и не принимающей современных реалий, т. е. тех, кого обычно называют маргиналами.

— Чем можно объяснить утрату позиций традиционного ислама?

— Представляется, что правильней говорить не об утрате его позиций, поскольку большинство мусульман все-таки остаются на них, а о существующем расколе общества, одним из идеологических проявлений которого в крайней форме является ваххабизм.

В годы советский власти очень ограниченный круг священнослужителей исполнял некоторые обряды, связанные в основном со свадьбой и похоронами. Было небольшое количество мечетей. Для основной массы людей ислам был частью традиционной бытовой культуры. Грамотных и образованных священнослужителей было очень мало. В тоже время в полуподполье в горном Дагестане сохранялся суфийский ислам, наиболее утонченное, закрытое направление этой религии. Суфийские общины были небольшими и занимались сугубо мистической практикой. Происходивший с конца 80-х — начала 90-х гг. процесс возрождения ислама потребовал грамотных священнослужителей. Кадры быстро готовились за рубежом, их образование не учитывало местных особенностей.

Это наряду с резко ухудшившимся в результате реформ начала 90-х гг. положением основной части населения тоже создавало условия для распространения ваххабизма.

В борьбе с ваххабизмом власть вынуждена была искать опору в так называемом традиционном исламе суфийского толка, который также был объектом критики ваххабитов. Местное духовенство, которое в начале 1990-х гг. достаточно самостоятельно вело себя по отношению к светской власти, раньше нее поняло опасность для себя новой идеологии и само стало искать ее поддержки. В ходе борьбы с ваххабизмом произошло изменение характера суфийских общин. С одной стороны, они стали разрастаться и становиться массовыми, с другой, изменился их социальный характер: в прошлом суфизм, несмотря на закрытость суфийских общин, в целом выступал в качестве народной религии, а со второй половины 1990-х гг. среди местной элиты становится престижным быть последователями кого-либо из местных суфийских шейхов. Это придает суфизму теперь определенный элитарный характер не только в духовном смысле (как это изначально подразумевается в любом мистицизме, в том числе и мусульманском), но и в социальном плане.

Эти два момента приводят к определенному обмирщению и политизации местного суфизма.

Сейчас много вопросов вызывает тактика борьбы с терроризмом, когда для захвата нескольких экстремистов в густонаселенных районах города проводится штурм с использованием бронетехники, огнеметов, гранатометов, что приводит к большим разрушениям и ставит под угрозу жизнь мирных жителей. Это больше похоже не на полицейскую операцию, а на войсковую. Полицейские меры нужны, потому что те, кто вступил на путь террора, с него не сойдут, но для того, чтобы предотвратить появление новых террористов, нужны не полицейские акции. Самое главное — нужно улучшать социально-экономическую ситуацию.

Сергей Арутюнов, заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии РАН

— Сергей Александрович, как изменилась ситуация на Северном Кавказе за последние полгода — год? Усиливается ли террористическая угроза?

— Лжемусульманские фанатики представляют собой аморфную силу, деятельность которой, однако, направлена на создание мирового халифата. Например, в тридцатые годы XX века мировой фашизм был достаточно разнороден и аморфен, но, тем не менее, такое явление, как мировой фашизм, существовало. Точно так же существует мировой исламизм с целым рядом организационных центров. «Хезболлах» и Ахмадинеджад — это Гитлер и Муссолини нынешнего дня, а то, что делается по отношению к ним, это Мюнхен нынешнего дня. Слава богу, в России нет таких сопливых лево-либералов, как на Западе, которые бы говорили о каком-то мире и взаимопонимании с этими фанатиками. Те, с кем еще мог быть какой-то мир и взаимопонимание, умеренные сепаратисты типа Масхадова, уничтожены.

Сейчас на Кавказе уничтожены центральные организации террористов. Это одновременно и хорошо, и плохо.

С одной стороны, терроризм организационно ослаблен, с другой стороны, нет мало-мальски нормальных людей, с которыми можно было разговаривать хотя бы так, как израильтяне говорили с Ясиром Арафатом.

Существуют только группы отморозков.

Уничтожение террористических центров и крупных банд боевиков происходило вне всяких правил. Так же, как это делалось, например, в Сальвадоре. Такая политика вызывает озлобление если не у всего народа, то у его значительной части. Среди тех, кого мы с долей условности называем ваххабитами, не все хотят быть террористами. Многие хотят, как последователи течений других религий, просто исповедовать веру по своим правилам, но им и этого не дают. Если беременную женщину со словами «вот родишь еще одного ваххабита» бьют по животу за то, что она ходит в мечеть, если тащат в милицию и там пытают родственников ваххабитов или тех, кого видели с ваххабитом в кафе, то, конечно, люди и их родственники станут террористами просто по закону кровной мести.

Представители силовых структур по-разному смотрят на свои задачи и на пределы «беспредела», возможные для решения этих задач.

Сейчас уже идет война между озлобленной частью народа и силовыми структурами.

В этой войне нет генералов, в том смысле, что нет единой стратегии и единого плана. Акции террористов не направлены против простых людей, они даже не направлены против финансово-криминальной верхушки. Они направлены именно против силовиков.

— Меняется ли отношение власти к традиционным исламским общинам?

— В Дагестане, в отличие от Кабардино-Балкарии или Адыгеи, официальный ислам пользуется поддержкой власти и сам оказывает ей поддержку. Но именно потому, что народ знает, что власть очень сильно коррумпирована, он не доверяет и поддерживающим власть исламским клирикам. Но в республике есть и другие духовные лидеры. Никто не скрывает, что в правоохранительных органах много мюридов шейха Саида-Аффанди Черкеевского. Он пользуется огромным влиянием. Пока то, что он делает, не идет в разрез с тем, что он проповедует. Как любой суфийский шейх, он проповедует антиваххабизм. Эти направления в исламе столь же враждебны друг другу, как протестантизм и католицизм во время реформации.

— Как происходит формирование ваххабитской общины?

— Его можно очень четко наблюдать в селе. В селе есть две мечети, в одной службу ведет старый, малограмотный, но традиционный мулла, который считается с местными обычаями, не настаивает на буквальном следовании шариату. Это тип, похожий на нормального сельского попика в России XIX века. Особенным авторитетом он не обладает, но и вреда не причиняет. На другом конце есть пусть не официальная, подпольная, но ваххабитская мечеть. Там есть свой мулла, которого, может, муллой и не называют, но на самом деле он мулла, имам. Это молодой человек, побывавший в Катаре и Саудовской Аравии, там он года за два в отличие от неграмотного муллы овладел достаточно хорошо арабским языком. Он умеет читать Коран и понимает, что в нем написано. Он знает не только Коран, но и сунну, знает правила, может сослаться на них при необходимости.

Когда в селе умирает человек, то его на похороны приезжает 300–400 родственников и знакомых и семья умершего залезает в долги, чтобы купить пяток баранов и накормить приехавших хоть какой-то шурпой. Традиционный мулла приходит, читает молитвы, хорошо, если он при этом Коран не держит кверху ногами. Одновременно приходит ваххабитский имам, молодой образованный и говорит: «Вы не мусульмане, а язычники, в Коране нет того, чтобы жрать на похоронах, что вы делаете. Нужно отдать дань памяти, мирно и тихо похоронить и разъехаться, не нужно никаких пирушек». Старики отвечают, что так делали их деды и прадеды и не ему, цыпленку, их учить.

Но какие-то люди понимают, что, может, он и молодой человек, но говорит-то он правильно, что обычаи дикие и разорительные и таких требований нет ни в Коране, ни в шариате, что Коран учит другому.

Постепенно они становятся его сторонниками. Из них потом можно и боевиков навербовать.

— Как происходит радикализация общин и ячеек, они же не создаются как основа террористической организации?

— У имама может и не быть прямой задачи создать ячейку террористического подполья, хотя он, может, в душе им сочувствует. Во всяком случае, он идеологически окормляет протестное нонконформистское движение среди односельчан. В городах это происходит примерно также, но только в пределах квартала, а если город небольшой, то всего города. Пока нигде у этих лидеров нет большинства, но растет число фанатически настроенных мусульман, которые намерены соблюдать все нормы шариата и сунны и которые видят свою задачу в малом, вооруженном джихаде (большой джихад — это самоусовершенствование, образование). Причем в Коране ничего о малом джихаде нет. В глазах этих людей территория России выглядит как территория «дар аль-харб», территория войны, где угнетают мусульман, где мусульманам ничего не остается, кроме как с оружием в руках защищать свои права. Местная интеллигенция, скорее, сочувствует традиционному исламу или настроена атеистически, но ваххабизму никто не противостоит.

Нет такого, чтобы выйти и сказать, что у нас не дар аль-харб, а дар аль-ислам, где мусульмане могут нормально исповедовать свое вероучение.

Если же кто-то и сказал бы, то ему не поверили бы, потому что в большинстве случаев это действительно не так.

— Как организованы исламские общины?

— Тарикатский ислам отчасти организован этнически. У аварского шейха мюриды аварцы, у табасаранского шейха мюриды в основном табасаранцы. Причем мюриды — это не только просто добропорядочные граждане, но, как я уже говорил, работники силовых структур.

На самом деле раздел между людьми безразличными к исламу или даже мусульманином, убежденным тарикатистом, последователем какого-то шейха, суфием, с одной стороны, и ваххабитом, с другой стороны, проходит по семьям. Бывают случаи, когда на этой почве сын может избить и убить отца. А уж случаев, когда родные братья оказываются в разных лагерях, и брат милиционер застрелил брата террориста, сколько угодно.

— Силовые органы в вашем изложении, с одной стороны, выглядят почти абсолютно изолированной корпорацией, с другой стороны, вы говорите о вилянии суфийских шейхов на милиционеров.

— Чаще всего милиционеру, вполне совковому по воспитанию, вдолбили, что ислам враждебен гражданской власти и гражданскому обществу. Кто же считает, что нужно 5 раз в день совершать намаз, либо дурак, либо (и скорее всего) злонамеренный ваххабит.

На Северном Кавказе нет даже крупицы правового государства, но какой-то минимум необходимо создать в ближайшие полтора- два года.

О новом главе Дагестана Алиеве говорят как о человеке порядочном. Он ничем не запятнан, но исполнители прежние. И Зязиков тоже не злодей, и он хотел бы сделать как лучше, и это даже не его вина, что получается как всегда. Пока же радикальные общины расширяют свое влияние.

Суфизм — мистическое и аскетическое учение в исламе.
Тарикат — направление в суфизме.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
Все новости