Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дефицит хронический, но не опасный

Средства из бюджета Пенсионному фонду придется получать еще очень долго

Средства из бюджета Пенсионному фонду придется получать еще очень долго.

— Елена Александровна, глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов, сообщил, что готовятся меры для снижения дефицита пенсионного фонда. Соответствует ли масштаб дефицита прогнозу?

— Сегодняшние параметры пенсионной системы прогнозировались с 2002 года. Тогда делались расчеты возможного дефицита и профицита Пенсионного фонда. Прогнозы многократно подтверждались. Так что для тех, кто занимался пенсионной реформой, никакого откровения нет.

Более того, в силу общего экономического подъема параметры даже лучше, чем в прогнозах сделанных 5–6 лет назад.

В обыденном сознании пенсии — это Пенсионный фонд и распределительная система. Нововведения пока не касаются населения и находятся за рамками внимания. Но напомню, что на нынешнем этапе реформы у нас сложилась трехкомпонентная пенсионная система. Первый элемент распределительный, когда поколение работающих содержит поколение пенсионеров. Второй — накопительный, куда поступают обязательные взносы, из которых потом будет выплачиваться часть пенсии. Третий элемент — добровольное пенсионное страхование. Трехкомпонентная система позволяет выравнивать внутренние нестыковки. Дефицит Пенсионного фонда — это только один из факторов, и, как показывают расчеты, он может быть преодолен при помощи финансовых механизмов. Также его влияние может быть снижено с развитием негосударственного пенсионного обеспечения.

— Для устранения дефицита предлагается сократить внутренние расходы, но, похоже, этого недостаточно. Какова природа такого положения?

— У нынешнего дефицита много причин. Прежде всего, у нас стареет население. На одного пенсионера приходится практически один работающий. Это самая тяжелая ситуация среди европейских стран. Например, в Норвегии очень волнуются из-за того, что у них 5 работающих на одного пенсионера.

Вопрос в том, как собирать средства, направляемые в фонд, какие устанавливать взносы и возраст выхода на пенсию. В России не принято говорить о том, что у нас очень низкий возраст выхода на пенсию. Наши соседи в начале пенсионной реформы подняли пенсионный возраст до 60 лет, и тем самым увеличилось число тех, кто взносы платит, и сократилось число пенсионеров.

Мы пока воспроизводим этот источник дефицита. Если у нас будет уравнен пенсионный возраст для мужчин и женщин, то в результате дефицит может быть снижен.

Нет однозначного рецепта, как снизить бюджетный дефицит пенсионного фонда. Пенсионная система очень живая, и однозначных рецептов для решения проблем в ней нет. Например, вы можете вылечить насморк сильными средствами, но у вас потом может заболеть от них желудок, или вы можете некоторое время пожить с насморком.

— Что при подготовке реформы предполагали делать при возникновении дефицита?

— Пенсионное законодательство, несмотря на короткие сроки подготовки, было сделано достаточно качественно. Оно позволяет государству принимать решения, в частности, об индексации пенсий не только в зависимости от инфляции, но и от возможностей государства. Разработчики всегда понимали, что денег может не хватать.

— По мнению многих экспертов, нынешняя система воспроизводит советскую распределительную, и реформаторские нововведения влияния не оказывают. То есть, следуя этой логике, можно признать реформу несостоявшейся?

— Действительно, вопрос в том, сохранять ли нам страховую систему или вернуться к бюджетному финансированию пенсий. Но сейчас среди тех, кто принимает экономические и политические решения, сложилось понимание того, что страховые механизмы продуктивнее прямых выплат. На самом деле переход к нынешней трехкомпонентной системе шел через выравнивание уровня пенсий. В 90-е годы пенсия у всех была практически одинаковой вне зависимости от заслуг и стажа работы. По сути, это было социальное пособие.

Разорвать плоскую пенсионную шкалу удалось только в результате перехода к трехкомпонентной системе.

Сейчас мы сможем сделать с пенсионной системой несколько вещей. Во-первых, оставить ее в покое. И дать ей развиваться. 11% роста пенсий в этом году — это достаточно хороший показатель, выплаты осуществляют вовремя. При этом у государства болит голова, какими средствами и в каком объеме нужно покрыть дефицит фонда. Население не должно в принципе знать о том, как решается этот вопрос. Средства из бюджета пенсионному фонду придется еще очень долго получать. Вопрос об изменении параметров решается, но очень медленно.

Во-вторых, можно думать о развитии негосударственного добровольного пенсионного страхования. Это позволит тем, кто недоволен низким инвестиционным доходом накопительной части, самим обеспечивать дополнительную пенсию.

Третий путь — это изменение параметров внутри сложившейся системы. Во-первых, можно поднять пенсионный возраст, что сразу даст дополнительный доход. Можно изменить шкалу единого социального налога. Можно вывести базовую часть пенсии, которая фактически является социальным пособием, за рамки пенсионной схемы.

Последний сценарий — это радикальное изменение всей системы. Можно просто платить из бюджета государственные пенсии. Можно сделать систему только обязательно-накопительной. Такой вариант тоже возможен.

— Нынешняя тактика правительства соответствует первому сценарию?

— Да, можно так сказать. Радикально менять систему вряд ли кто-то будет. Пенсионный вопрос в любой стране очень чувствительный и очень непростой. Он решается, как правило, в моменты революционных преобразований. В Чили реформа была проведена в условиях диктатуры.

При этом в Чили, как и признают сами авторы, пенсионерам лучше жить не стало. В лучшем случае им удалось сохранить свои сбережения, и инвестиционный доход у них очень маленький. В 90-х годах абсолютный размер пенсии был 168 долларов, сейчас он 176 долларов. Но система позволила направить деньги в финансовые институты, осуществлять долгосрочные инвестиции. Но это результат для экономики. У нас пенсионеров больше, чем в Чили, — 38 миллионов, и только 64 миллиона работающих.

Пенсионная система — это живой развивающийся организм. Сейчас она сложена достаточно грамотно и начинает функционировать.

За прошедшие пять лет она доказала право на существование и не стала хуже.

Сейчас необходимо помочь ей развиваться. Сама по себе трехкомпонентная диверсифицированная структура с точки зрения управления рисками дает возможность риски снижать. Развитие системы — это вопрос управления, администрирования, внешних условий и изменения параметров. Если эти вопросы будут решаться комплексно, быстро и эффективно, то система будет сохранять уже заложенную в ней устойчивость.

Беседовал Евгений Натаров

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp