Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Договор о фиге в кармане

Мы выбираем способ, который никак не защищает от транзитных рисков и требует больших денег

Насколько целесообразен и выгоден России нефтегазовый конфликт с Белоруссией, каким образом Москва может минимизировать транзитные риски? Анализ и оценку российско-белорусским соглашениям дает президент Института энергетической политики Владимир Милов.

В интервью «Газете.Ru-Комментарии» президент Института энергетической политики Владимир Милов оценил итоги российско-белорусского энергетического диалога. По мнению эксперта, газовые соглашения относительно удачные, поскольку согласованная цена в $100 вполне обоснована, при этом соглашение о покупке пакета акций «Белтрансгаза», скорее всего, будет еще пересмотрено, но России оно не выгодно в любом случае. Договор о поставках и транзите нефти не стоил того скандала, которые разгорелся перед его заключением, поскольку в итоге Россия почти полностью сдала свои позиции. Владимир Милов считает, что для снижения транзитных рисков дешевле и дальновиднее было бы устанавливать отношения с Белоруссией на основе международного права.

— Владимир Станиславович, как вы оцениваете соглашения о поставках газа в Белоруссию?

— Условия соглашение нормальные, но они существенно отличаются от первоначальных предложений «Газпрома». Сначала речь шла о $230 за 1000 кубометров, в итоге сошлись на $100. Если бы переговоры начались с цены $120 или хотя бы $150, то их можно было бы провести гораздо проще, без всякой конфронтации, подписать соглашение задолго до Нового года и не держать всю Европу в напряжении. В этом случае процесс пошлел бы гораздо мягче.

Итоговые $100 я считаю для Белоруссии нормальной ценой. Посмотрим, как они смогут платить хотя бы это.

Что касается контроля над «Белтрансгазом», то в окончательной редакции соглашения эти вопросы развязаны. То есть оплата газа не увязывается с передачей акций. Бартера не будет, все расчеты будут осуществляться деньгами. В итоге «Газпром» купит 50% акций в течение четырех лет за деньги. Но, учитывая непредсказуемость белорусского режима, с одной стороны, и его серьезное нежелание терять контроль над «Белтрансгазом», с другой, четыре года, которые продлится сделка, создают крайне серьезную неопределенность. Не факт, что сделка будет завершена и акции «Белтрансгаза» «Газпром» в итоге получит. Четырехлетняя пауза свидетельствует о том, что часть соглашения о «Белтрансгазе» может быть еще неоднократно пересмотрена.

И здесь ни о чем нельзя говорить как о деле решенном. Решено только, что за 1000 м3 газа нужно платить $100.

— Можно ли считать удачей то, что в принципе «Белтрансгаз» включен в соглашение?

— Я всегда был противником того, чтобы «Газпром» устанавливал контроль над «Белтрансгазом». Во-первых, это не решает проблемы зависимости «Газпрома» от транзита газа по белорусской территории. Невзирая на то в чьей собственности находятся газопроводы, белорусское правительство всегда будет обладать суверенной властью над тем, что происходит на территории страны. Оно может вводить ограничительные или регуляторные меры.

Например, в декабре Лукашенко попросил Мозырский НПЗ, принадлежащий «Славнефти», дополнительно заплатить $100 млн в какой-то белорусский государственный фонд.

Не факт, что получение газопровода в собственность решает проблемы. Правительство может и новые налоги вводить, и устанавливать сверхвысокие тарифы за прокачку газа. Во-вторых, владение «Белтрансгазом» серьезно обременяет собственника. Трубопроводы находятся в не очень хорошем состоянии, их надо серьезно модернизировать. На это нужны инвестиции. «Газпрому» и так нужно инвестировать в модернизацию месторождений и развитие российской газотранспортной системы, через четыре года он получит в собственность груду железа, нуждающуюся в серьезной модернизации, на что «Газпрому» уже придется искать деньги. Я считал попытки «Газпрома» и российских властей установить контроль над трубопроводами проявлением средневековой феодально-аграрной ментальности, связанной с контролем над территорией. Она на самом деле не связана с экономическим просчетом всех за и против. «Газпрому» недешево обходятся эти акции, за 50-процентный пакет он должен заплатить $2,5 млрд. И это много. При этом на предприятии, где доли между собственниками разделены пополам, невозможно принять решение, не основанное на консенсусе. Отсутствие консенсуса ведет к серьезным проблемам в управлении. Так что 50 на 50 — вообще не очень эффективная схема для защиты интересов «Газпрома».

Для минимизации транзитных рисков нам нужно «втаскивать» Белоруссию в международное правовое поле. Этот способ гораздо дешевле даже просто с финансовой точки зрения.

Во-вторых, он гораздо эффективнее, потому что международные соглашения в области энергетических ресурсов, такие как Энергетическая хартия или транзитный протокол, создают для самых разных стран, в том числе для Белоруссии, условия взаимности. Есть возможность, втянув Белоруссию в такие соглашения, сделать их выгодными для самой страны. Международно-правовой режим регулирования транзита — это как раз тот способ, который был бы для России и дешевле, и эффективнее с точки зрения минимизации транзитных рисков.

Мы выбираем способ, который никак не защищает нас от транзитных рисков, но, тем не менее, требует с нас больших денег. И вообще, я не очень понимаю, зачем нам это надо.

Здесь смешиваются две абсолютно разные проблемы. Первое — это условия поставки газа в Белоруссию. Это совершенно самостоятельная проблема, не связанная ни с какими другими. И второе — это минимизация транзитных рисков и улучшение условий транзита российского газа по Белоруссии. Гипотетически, возможно, газ в Белоруссию нам вообще не придется поставлять — скажем, она откажется от нашего газа или значительного его объема, — но транзит нам придется обеспечивать всегда, и мы никуда от этого не денемся.

— На обывательский взгляд, представляется логичным, что акции «Белтрансгаза» стали частью соглашение о поставке газа.

— Это очень важный момент. Все эти проблемы настолько сложные и требуют настолько глубокого профессионального анализа и подхода, что не только обывательский взгляд неприемлем, но, более того, публичная дискуссия, которая вокруг этих тем развернулась в последнее время, просто поражает совершенно фантастическим непрофессионализмом и непониманием ситуации. В качестве примера можно привести всевозможные спекуляции относительно якобы существовавшего серьезного субсидирования постсоветских стран.

Это, безусловно, неправда, потому что о субсидировании можно говорить только в последние три года.

Например, с 1992 до 2002 годы средняя цена газа на границе с Германией составляла $102. В то же время, если считать обратным отсчетом (вычитая стоимость транспортировки до Германии от границы с Россией), для Украины и Белоруссии газ стоил от $70. В 1990-е годы средняя цена вообще была $85, то есть обратным отсчетом $65. Может быть, они немного недоплачивали по сравнению с европейским уровнем, но говорить о том, что были серьезные субсидии, неправомерно. Можно говорить о разных системах ценообразования, об отсутствии рынка на постсоветском пространстве. Но, если считать «обратным отсчетом», цена газа для Украины и Белоруссии была выше, чем для Германии, на границе с которой цена в 1999 году составляла $65 за 1000 кубометров. В обывательском представлении об этой ситуации очень много неверного. Конечно, этот разговор нуждается в более профессиональном подходе.

До 2003 года, когда резко подскочили мировые цены на нефть, а за ними и европейские цены на газ, проблемы субсидирования не существовало вообще.

Проблема была в том, что постсоветские страны не очень хорошо платили за газ. Цены были нормальными, но они просто не рассчитывались. Кстати, не только постсоветские. С сербским долгом бы разбираемся до сих пор. Это совсем другая проблема. Можно установить цену в $200, но, если не платят, какая разница, по какой цене. Так что мнение о тотальном субсидировании не очень обосновано. На постсоветском пространстве нет рынка, ценообразование на котором было бы привязано к рынкам на другие энергетические продукты.

Есть только межправительственные соглашения и государственные газовые монополии. Конечно, в такой ситуации система ценообразования будет негибкой.

Конечно, она будет постоянно порождать разницу с международными ценами. Скажем, если цены на нефть упадут, то может получиться, что Украине и Белоруссии мы будем продавать газ дороже, чем в Европе. Здесь обывательский взгляд не работает, поскольку это достаточно сложные профессиональные вопросы. Так к ним и надо относиться.

— Оцените соглашения, которыми завершился нефтяной кризис в отношениях с Белоруссией. Эксперты указывают, что невозможно контролировать, какая нефть идет на внутреннее потребление, а какая на экспорт.

— Да. Безусловно. Администрированием будет заниматься белорусская сторона.

Что касается соглашений в целом, то Россия практически полностью сдала назад.

Непонятно, зачем в таком случае это все делалось. Зачем нужно было вводить явно конфронтационную пошлину в $180, которая просто провоцировала Лукашенко. Ясно, что он способен на неадекватные действия. Тут совершили серьезную профессиональную ошибку. По сути дела, мы сдали назад, установили щадящую пошлину на российской границе в $53 и не обеспечили для себя никакой системы адекватного контроля за тем, как будет администрироваться вывоз нефти и нефтепродуктов с территории Белоруссии. Мы «урезали свою позицию» более чем в три раза.

— В ходе скандала несколько раз писали о том, что трубопровод до Мурманска и танкерный флот сделал бы нашу позицию в отношении Белоруссии более уверенной. Есть ли, по-вашему, смысл в такой идее?

— Конечно, если бы построили трубопровод в Мурманск, о чем говорили давно представители частного бизнеса, то не было бы многих проблем, связанных с посткоммунистическим рынком в Восточной Европе и бывшем СССР. У нас действительно была бы альтернатива. С другой стороны, мне кажется, все-таки здесь гораздо полезнее выстраивать какие-то более цивилизованные правовые отношения с нашими бывшими социалистическими и советскими партнерами.

Если мы будем опираться только на какие-то двухсторонние межправительственные сделки с непонятными принципами формирования цен, транзитных ставок, пошлин, с непредсказуемыми условиями изменения, если мы будем пытаться решать проблемы обходными нефте- и газопроводами, то мы далеко не уйдем.

Нас все равно будут постоянно преследовать разного рода конфликты там, где мы этого не ожидаем. Нам, безусловно, нужно строить некую коллективную систему, основанную на равноправии и верховенстве международного права. Мы пока в эту сторону не двигаемся. Теоретически у нас есть возможность «выйти в море» и не зависеть от транзита. С другой стороны, экономически транспортировать нефть и газ в Польшу гораздо выгоднее через Белоруссию. То же самое касается и газа. Гораздо выгоднее построить вторую нитку газопровод Ямал — Европа, чем тянуть трубу через Балтику. За эти обходы мы, безусловно, платим. Гораздо выгоднее и дешевле для нашей стороны было бы входить в систему международных правил, но я понимаю, что это противоречит инстинктам нынешних российских руководителей. Они не признают правил, они живут на основе каких-то своих представлений, «понятий» и делают акцент на прямых, двусторонних отношениях. В систему законов и правил они входить не очень хотят.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Синоптики анонсировали заморозки в Москве 24 апреля
В Верховной раде Украины нашли вариант финансирования ВСУ
Начался суд между Adidas и Nike
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В Харькове произошел взрыв
Все новости