Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Избиение истуканов

Переписывают историю женщины с бурным прошлым и восточные тираны, причем многие и из первых, и из вторых нехорошо кончают

Кто-то думает, что от смены названий страна обновляется, а теряя свою историю — молодеет.

В Москве закончили профилактику Мавзолея на Красной площади, освежили покойнику нафталин и открыли для посещений благодарными потомками. Почти одновременно в Думе было внесено предложение водворить памятник соратника Ильича Феликса Дзержинского на место фонтана на Лубянской площади, ликвидированного в тридцатые почти одновременно с исчезновением извозчиков. Идея свежая, в этом году главному чекисту стукнет 130 лет. Одновременно в сопредельной Эстонии не стихают страсти в связи с возможной ликвидацией памятника советскому Воину-Освободителю. Бурлит дискуссия и вокруг возможного перенесения останков советских солдат из братской могилы, находящейся здесь же. Возьмите назад свои могилы — так примерно можно перевести риторику эстонских властей. При этом остается в тени тот факт, что созидали этот монумент сами эстонцы и за него эстонские архитектор и скульптор получили в свое время — точнее, в 1949 году — Сталинскую премию в Кремле. Так и в Риге забывают о роли в победе красных в гражданской войне героических латышских стрелков, монумент которым стоял некогда в Парке Райниса. А в Вильнюсе не пересматривают замечательный фильм литовца Жалакявичюса о том, как литовская деревенская беднота со страстью организовывала после войны в своей еще недавно буржуазной республике колхозы, причем никто никогда не обвинял режиссера в конъюнктуре и в исполнении заказа из Москвы.

Но это к слову. Забавна, прежде другого, эта война памятников. Оказывается, важное значение монументам в свободной Эстонии придают не меньше, чем при большевиках. А эти-то всегда были очень озабочены монументальной пропагандой, переплавляли царские статуи, воздвигали на их месте своих уродливых идолов и до сегодняшнего дня носятся со статуей основателя ВЧК работы скульптора Вучетича. Правда, в Эстонии хотят снять и забыть, а в нынешней России озабочены все больше восстановлением памяти.

Конечно, любые монументы остаются символичными, даже растеряв свои ритуальные функции. Вряд в Таллине среди новобрачных сохранился обычай ходить к советскому монументу подобно тому, как московские брачующиеся зачем-то предстают перед Вечным огнем в Александровском саду. А вот об «оккупации» эстонским патриотам он напоминает и колет глаза. И это напоминание не худо бы убрать. То есть несколько затушевать историю таким вот нехитрым жестом. Российские коммунисты тоже хотят историю подправить, вычеркнув из нее тот факт, что их Дзержинского свергал с пьедестала перед зданием ГБ не бывший секретарь их обкома Ельцин, но восставшие против реанимации советских порядков толпы горожан. Кстати, раздаются голоса, что неплохо бы поступить компромиссно и на месте Железного Феликса поставить вместо фонтана некую собирательную фигуру чекиста, хоть бы майора Пронина, ресторан чьего имени имеется в Лубянском проезде и выдумал которого до войны писатель Шаповалов, подписывавшийся Лев Овалов. Кстати, автор майора зарвался, подсунул редактору «Огонька» поддельную фотографию своего героя, которая и была опубликована, но НКВД юмора не понял, и автора-шутника посадили. Но идей может быть много. Некоторые радикалы говорят о том, что неплохо бы здесь установить групповое изваяние семьи Николая Второго, хотя логичнее, судя по веяниям в воздухе, ждать, что скорее здесь увековечат Юровского.

Но весь фокус в том, что неуважение к истории, проявляющееся в манипуляции с монументами и памятниками, само по себе штука опасная и обоюдоострая. Переписывают историю женщины с бурным прошлым и восточные тираны, причем многие и из первых, и из вторых нехорошо кончают. Большевики были, конечно, лишь по внешности европейцы и с азиатской жестокостью обрушились в мире материальном в первую голову как раз на любые монументальные напоминания о прошлом. Их вождь уже в 18-м году, когда никто не дал бы и мятой керенки за то, что большевики продержатся еще хоть полгода, издал указ о том, чтобы как можно быстрее расставить по городам и весям памятники своим сатрапам. А заодно тем, кто их «будил», включая, как это ни забавно, Сен-Симона и Герцена. А поскольку отливать было некому, не из чего и некогда, то решили поставить временно из фанеры. И им действительно удалось, как мы помним, сломать ход истории.

Цивилизованные европейцы, однако, не считаясь ни с какими политическими веяниями, свято охраняют свои монументы — хоть Марку Аврелию, хоть Виктору-Эммануилу, приятелю Муссолини, хоть королю Георгу, хоть Кромвелю, хоть Наполеону, хоть восставшим в Вандее. Правда, французы свою Бастилию, по верной мысли Лафайета устроить на ее месте танцплощадку, снесли-таки, но это все-таки был не памятник истории, а казенный дом.

У нас Лафайета нет, и здание на Лубянке не только не сносят, но тщательно расстраивают. Это ж не памятник какого-то там конструктивизма, еще пригодится.

Нам европейцы не указ. У нас что ни смена власти, то новые истуканы. Что ни смена строя, то новая история. Новые названия городов, площадей и улиц, за каковыми стремительными переменами не поспевают ни таксисты, ни специалисты по топонимике. Что ни мэр, то новый план градостроительства. Кто-то думает, что от этого страна обновляется, а теряя свою историю — молодеет, как после пластической операции. Увы, это заблуждение и приятная иллюзия. Страна пустеет, разрушается и увядает. Прокатитесь-ка по окрестностям, да хоть пойдите на соседнюю улицу. Руин вы обнаружите много больше, чем новостроек. И еще вопрос, что грустнее и уродливее.