Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Доступность, ограниченная МКАД

Московским ценам на недвижимость проект «Доступное жилье» не угрожает

Московским ценам на недвижимость проект «Доступное жилье» не угрожает.

Власти пересмотрели целевые ориентиры по программе «Доступное жилье». На заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте России первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что поставленная ранее правительством задача довести к 2010 году объемы ввода жилья до 80 млн кв. м в год недостаточно амбициозна. По словам Медведева, Владимир Путин требует строительства 1 кв. м жилья в год на человека. Соответственно, теперь власти хотели бы довести объем строительства жилья до 110–130 млн кв. м в год, что позволит почти выполнить требование президента. Несколько меняется и концепция застройки.

От «безликих спальных районов» планируется перейти к малоэтажной жилищной застройке. И это, безусловно, здраво. Малоэтажное жилье может быть не только дешевым в сборке. Создание мощностей для его производства также относительно недорого.

Более того, определены и конкретные проекты, которые сделают жилье в России доступней. В московском регионе это «Большое Домодедово» компании Coalco Василия Анисимова, «Проект А 101» совладельца Собинбанка Сергея Кириленко, а также доступное «Рублево-Архангельское» от Олега Дерипаски и Сулеймана Керимова.

При таком подходе и с привлечением к реализации нацпроекта таких уважаемых людей не приходится, казалось бы, сомневаться в его успехе. И я лично не сомневаюсь в том, что все эти метры, миллионы кв. м будут построены. Более того, и цена на них будет доступной — насчет «Большого Домодедова» так и вовсе было обещано, что она не превысит $1000 за кв. м, Другое дело, что, несмотря на все вышесказанное, решить проблемы доступного жилья вряд ли получится.

Все эти проекты задумываются как самостоятельные города, где значительная, если не большая часть жителей будут не только жить, но и работать. Речь, по сути, идет о корпоративных поселениях а-ля Microsoft Campus.

В том, что жилье в этих трех городах будет серьезно востребовано людьми, работающими в столице, я лично сильно сомневаюсь. Причина — транспортная доступность.

Уже несколько лет как на рынке жилья широко известен феномен МКАД (Московской кольцевой автодороги), когда цена жилья, расположенного с разных сторон этой дороги, отличается на десятки процентов. Давно известно и объяснение этой ценовой загогулины: тот, кто живет снаружи, должен ежедневно тратить по нескольку часов на въезд внутрь, а затем и на выезд.

Все новостройки нацпроекта «Доступное жилье» расположены за МКАД.

И я лично склонен думать, что именно по этой причине все три проекта стараются быть как можно более самодостаточными городами, пытаясь таким образом убедить потенциальных покупателей, что в Москву им ездить, может, и вовсе не придется.

А раз эти три самодостаточных объекта мало связаны со столицей, то их строительство не станет плохой новостью для владельцев жилья в Москве.

В силу своей автономности проекты «Доступного жилья» прямо не повлияют на цены в столице — они не конкуренты ни одному из московских районов.

Я бы не стал очень уж рассчитывать и на косвенное влияние, на то, что сотни тысяч жителей столицы добровольно переселятся за МКАД: образцово-показательное Куркино, куда Юрий Лужков возил хвастаться успехами Владимира Путина, заселено на 50%. Другое дело, если бы власти (это их работа) озаботились решением транспортной проблемы, связав воедино то, что внутри МКАД, с тем, что снаружи. Тогда, конечно, 10 млн кв. м «Большого Домодедова» могли бы радикально изменить ценовую конъюнктуру по крайней мере на юге Москвы.

Однако на минувшей неделе жители Москвы получили могучее подтверждение того, что транспортными проблемами столичного региона в ближайшие годы заниматься никто не будет. Я о выдвижении Юрия Лужкова на пост мэра столицы.

Нынешний мэр хорошо выглядит на фоне своего предшественника, человека спорной адекватности: напомню, что в конце 80-х Гавриил Попов, в частности, предлагал разделить СССР на 40–50 независимых государств, ясно, что и как мэр он не мог преуспеть. На фоне, например, Генплана развития Москвы успехи Лужкова выглядят сомнительными. Документ требовал к 2006 году 1800 км магистральных дорог, на деле функционировало 1300. За 10 лет, с 1996 года по 2006-й, было построено около 200 км при потребности в 700 км. Иными словами, градоначальник выполнил Генплан менее чем на треть. Хочу также напомнить, что

именно при Юрии Лужкове деградировала и система общественного транспорта, во многих мегаполисах являющаяся альтернативой передвижению на собственном авто.

Раз этот человек переутвержден на посту мэра, то о решении придется еще на некоторое время забыть. Стало быть, и заоблачным ценам на московскую недвижимость ничто не угрожает — во всяком случае, не нацпроект «Доступное жилье». До этого жилья езды два-три часа в один конец.