Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Унесенные мэром

В интересах крупных торговых сетей московские власти жертвуют и малым бизнесом, и удобством простых горожан

В интересах крупных торговых сетей московские власти жертвуют и малым бизнесом, и удобством простых горожан.

Правительство Москвы планирует к 2010 году убрать с улиц города все ларьки и тонары, заявил на заседании правительства города Юрий Лужков. Как пишут «Ведомости», исключение будет сделано только для печатной продукции, цветов, мороженого, а также «цивилизованного фаст-фуда» — например, «Крошка-картошка», блинные типа «Теремок». Все остальное будет беспощадно снесено в ближайшие три года. Логика мэрии такова: ларьки и тонары были востребованны в 90-е, когда уровень проникновения цивилизованной розницы был невелик. Однако сейчас москвичи вполне могут закупаться в магазинах пошаговой доступности, которые, по подсчетам Юрия Лужкова, покрывают их потребности на 95%. Стало быть, ларьки не необходимы. При этом, по мнению московского градоначальника, ларьки и тонары вредны, поскольку «как правило, работают в безналоговом режиме».

Мне кажется, что тут у мэра не сходится, и утверждение несколько странное: установка ларька требует разрешения властей, и вряд ли можно по-партизански поставить ларек у метро и торговать никем не замеченным.

Другое дело, что на местах налогообложение частных точек может быть своеобразным, но это вопрос не к торгующим, а к надзирающим от государства. В любом случае нет оснований считать, что власти не следят за ларьками, и даже весьма пристально. Говорят, что, когда записной критик Юрия Лужкова депутат Лебедев купил сеть распространения, состоящую из ларьков и тонаров, часть из них в считанные недели с помощью разрешительных процедур отодвинули на менее выигрышные с точки зрения людского потока места. Чего уж говорить о рядовом ларьке ПБОЮЛа, скажем, гр-на Гусейнова, который можно и закрыть?

Мне кажется, что заставить условного Гусейнова платить хотя бы упрощенные налоги в таких условиях – дело техники.

Например, без справки из налоговой не продлевать разрешение, да и все. К 2010 году все будут платить авансом, как мне кажется.

Если же говорить о тех, кто придет ларькам на смену, то не может не возникать вопрос: они-то в каком налоговом поле существуют?

Скажем, голландская компания Pyaterochka holdings? Или X5 retail group, по данным «Ведомостей», также зарегистрированная не в России? Я уж не говорю о бенефициарах большинства российских торговых сетей, зарегистрированных на разного рода островах с льготным налогообложением.

И в случае с этими сложными юридическими структурами, включающими в себя множество офшоров, кто может точно знать, как и куда там движется финансовый поток, какие и куда платятся налоги?

Я вот лично не уверен, что тысячу запуганных ПБОЮЛов контролировать сложнее, чем одну бухгалтерию уверенной в себе федеральной розничной сети. Однако у Юрия Лужкова противоположное мнение, и он, будучи в отличие от меня градоначальником, с напористостью бульдозера претворяет свою программу в жизнь.

Хотя, например, представители крупной сети магазинов у дома «Утконос» не уверены, что такие магазины смогут полностью заменить планомерно уничтожаемый Лужковым формат. Вряд ли магазины шаговой доступности станут полноценной заменой киоскам, прямо заявил «Ведомостям» председатель совета директоров сети Алексей Грицай. Ну а раз даже они не обещают, значит, лучше со снабжением, вероятно, не станет.

Не станет лучше и с малым бизнесом: розничная торговля лидирует по числу малых предприятий. Снос ларьков, конечно, вряд ли станет мерой их поддержки: некоторое количество малых предприятий просто закроется. Хотя, если честно, все эти рассуждения о налоговом поле, малом бизнесе, торговых форматах и т. д. – это только часть проблемы. Бульдозерная программа развития торговли от Юрия Лужкова волнует меня и по совершенно иной причине.

Буквально в десяти мерах от моего подъезда стоит обреченный на снос ларек, где пока еще можно купить пиво, колу и другие социально незначимые товары (то есть не цветы, не мороженое и не блины с газетами). С ним мне удобно. И, в общем, я не хочу чтобы его снесли, а мне пришлось переться за водой существенно дальше, чем сейчас. Думаю, что любимые и привычные ларьки (или тонары) есть и у миллионов других москвичей. Но мнение горожан интересует власти, видимо, исключительно во время съемок программы «Лицом к городу».