Привычка заменять реальные решения политическими лозунгами, разумеется, вовсе не нова, тем более в предвыборный период. Кроме того, популярной игре способствует сегодня все, включая активность повстанцев, борющихся за независимость в средней части дельты реки Нигер. Сознательны эти повстанцы необычайно, понимают, как важны хорошие нефтяные цены для суверенных экономик. Эффективные решения требуются, когда бюджет напряжен, а пока можно обходиться трудом спичрайтеров.
Первый вице-премьер Сергей Иванов на совещании, посвященном вопросам развития транспортной инфраструктуры Амурской области, заявил, что решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья по важности приближаются к национальному проекту. Жителям помянутых регионов, тем не менее, стоит в этой связи скорее насторожиться, нежели обрадоваться. Разумеется, проблем в регионе предостаточно, все, что перечислял вице-премьер – демография, транспорт, социальные проблемы – и не перечислял, все это требует решения. Специфика региона учитывалась всегда, еще в советские времена многие позиции для Дальнего Востока прописывались, что называется, отдельной строкой: и в бюджете, и в титульных списках Совмина на капстроительство, и в госплановских перечнях поставок и т. п.
И в новые времена были попытки создания комплексных программ развития дальневосточного региона,
что только подтверждает присутствие проблемы и необходимости поиска системных решений в этой области.
Сергей Иванов, упомянув термин национальный проект, вольно или невольно перевел задачу в область политического лозунга, что в принципе меняет оценку его заявления с точки зрения реальности. Сегодня термин национальный проект – так уж случилось – никак не означает программу решения каких-то системных задач в области действия проекта. Это пока политический лозунг, за которым нет конкретного механизма реализации и выделенной бюджетной строки, которая присуща всем серьезным государственным программам.
То есть у проекта есть смета пиар-сопровождения, но нет программы финансирования.
Нет построенного календарного плана, дерева целей, ответственных исполнителей и графика исполнения пунктов программы. То есть ничего из того, что должно быть присуще любому серьезному проекту, тем более реализуемому на общефедеральном уровне. Все это относится не к конкретному нацпроекту, а к любому, топологически подпадающему под определение. То же самое было и с историей про удвоение ВВП, о насаждении по территории России Силиконовых долин, и другими подобными.
Беда в том, что, обозначив проблему и предложив для ее решения не действующий механизм, а политический лозунг, власть как бы снимает эту проблему с повестки своего обсуждения.
Была проблема, озвучен путь ее решения – нацпроект, а дальше можно переходить к следующей.
В написанной сто лет назад повести «Страдия» сербский писатель-сатирик Радое Доманович описывает ситуацию, когда некий путешественник приходит к министру сельского хозяйства и говорит ему, что видел по дороге голодающих людей. Министр отвечает, что он в курсе проблемы, и более того, она уже решена, и в подтверждение демонстрирует путнику только что подписанный указ: «Всем злакам созревать вовремя и возможно в большем количестве». То есть продемонстрировал знакомое и нам понимание проблемы и достаточно электорально приемлемый способ ее решения.
Пока все российские национальные проекты немногим ушли дальше от упомянутого указа.
И нет никаких причин полагать, что национальный проект по Дальнему Востоку и Забайкалью, буде таковой создан усилиями Сергея Иванова или другого столь же ответственного политика, станет каким-либо приятным исключением. Занятие политикой не предполагает каких-либо углубленных знаний и навыков в конкретных областях человеческой деятельности. А предвыборные упражнения вообще, скорее, схожи с конферансом классических времен: утром в газете, вечером в куплете.
Что же касается проблем регионов, то, видимо, помимо электоральных поездок по регионам политиков и взбудораженных селекторными совещаниями у нового премьера чиновников, туда стоит как-то наведаться специалистам, экспертам и менеджерам-профессионалам. В задачу которых входит сбор необходимой информации для принятия решений и разработки реальных программ их реализации, а не сбор голосов в посещаемом регионе.