Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подружиться Белыми домами

Хорошие отношения с Москвой важны для американской внешней политики

Руководителям США и России следует выстраивать отношения, при которых конфликт интересов по одному вопросу не мешает взаимовыгодному сотрудничеству по другому.

20 января Барак Обама, помимо прочего, наследует российско-американские отношения, которые находятся в наихудшем состоянии со времени окончания «холодной войны».

Надежды на то, что появление в Вашингтоне нового руководства поможет исправить ситуацию, пока выглядят не очень состоятельными из-за явно проявленного президентом Дмитрием Медведевым недружелюбия.

Планы администрации Буша по размещению ракет-перехватчиков в Польше и радарной системы в Чехии вызвали едкую критику Кремля, а первое послание, полученное Обамой из Москвы, включало угрозу выдвинуть в Калининградскую область тактические ракетные комплексы.

Правда, во время саммита «большой двадцатки» в Вашингтоне Медведев выступал уже в более позитивном ключе. И такую смену тона можно только приветствовать: долгосрочные перспективы приобретающих все большее значение двусторонних отношений будут зависеть от прагматизма обеих сторон, от того, готовы ли они искать точки возможного соприкосновения интересов.

После того как в обеих странах завершились выборные циклы 2008 года, у каждой из сторон осталось не так уж много поводов для продолжения жесткого разговора, который нанес такой ущерб двусторонним отношениям.

Причин для раздоров, тем не менее, остается немало. Администрация Обамы будет по большей части избегать той открытой критики, что позволяла себя команда Буша, но Вашингтон и Москва еще столкнутся головами и по поводу американской поддержки правительств Украины и Грузии, и относительно продажи Россией оружия Ирану, Венесуэле и Сирии.

Обаме потребуется найти баланс между твердым противодействием российским шагам, угрожающим интересам США и их союзников, и более открытым подходом к России.

Здесь новому лидеру США стоило бы равняться на Японию. Японцы до поры до времени отложили долгоиграющий территориальный спор по Курильским островам, чтобы развивать выгодное энергетическое сотрудничество с Москвой.

Обама прекрасно знает, что хорошие отношения с Москвой важны для американской внешней политики. Россия не в состоянии бросить вызов Америке в части политического, экономического или культурного влияния в мире, но может чинить препятствия американцам по целому ряду вопросов. Пока Россия сохраняет место в Совете Безопасности ООН, ее помощь в противодействии развитию ядерных программ Ирана и Северной Кореи незаменима. Москва может как поддержать, так и свести на нет любые санкции, которые Вашингтон мог бы использовать как инструмент силовой дипломатии.

Осенью важное российско-американское соглашение о сотрудничестве в области мирного атома уже пало жертвой американского раздражения по поводу августовского военного конфликта в Грузии. По прошествии времени эта ядерная сделка может и должна быть реанимирована. Отказ от нее не поможет восстановлению Грузии и не заставит Москву отвернуться от Уго Чавеса. Возобновление же сделки позволило бы России заработать миллиарды долларов на импорте, хранении и переработке отработанного ядерного топлива, поставляемого США на АЭС в другие страны. И послужило бы американским интересам, снизив риск, что третьи страны заполучат ядерные материалы для разработки собственных программ атомного оружия.

Кроме того, сторонам предстоит добиться значительного прогресса в деле ядерного разоружения. Обама работал вместе с сенатором-республиканцем Ричардом Лугаром над сокращением запасов ядерного оружия и материалов обеими странами, повышением мер безопасности и предотвращением попадания этих материалов в руки террористов.

Угроза терроризма нависает и над Россией, и над Соединенными Штатами. Американцы живут в страхе перед новой широкомасштабной атакой на родной земле, но и Россия не может чувствовать себя в большой безопасности.

Это единственная страна, в которой есть собственные «домашние» террористы – в Чечне и Дагестане, а безопасность ядерных хранилищ обеспечена не полностью. Обмен разведданными на самом высоком межправительственном уровне обязателен для безопасности обоих государств.

Помимо этого, американские политики поступили бы правильно, если бы рассмотрели возможность российского инвестирования в экономику США. Открытость российских рынков для компаний, базирующихся в США, будет зависеть и от того, насколько будут открыты американские рынки для русских. Американским законодателям следует перестать демонизировать Россию, поскольку это наносит вред углубляющимся торговым связям. В качестве ответного шага американские компании оказались бы вправе ожидать расширения доступа и к российским потребителям.

Наконец, Обама уже делал намеки, что временные сроки размещения объектов системы ПРО будут зависеть от того, насколько удачными будут испытания противоракетных технологий. Подобная формула открывает возможность отсрочки введения в эксплуатацию этой системы, позволяет взять необходимую паузу, во время которой Обама мог бы заверить Москву, что не желает конфронтации с Россией.

Новому американскому президенту следует также медленно и осторожно продвигаться в вопросе членства в НАТО Украины и Грузии. Обама не должен отказываться от этих планов как таковых, но должен указать, что их выполнение может потребовать гораздо больше времени, чем хотелось бы грузинским и украинским лидерам.

Прагматическому подходу Обамы очень бы помогло, если бы премьер-министр Путин и президент Медведев смягчили бы свою антиамериканскую риторику.

На глазах следующего поколения глобальный баланс политической и экономической мощи изменится: на смену американскому господству придет ситуация, когда несколько новых индустриальных государств в значительной степени сократят преимущества Америки. Несмотря на многочисленные внутренние проблемы, Россия будет одним из этих государств. Богатство ее энергетических ресурсов, место в Совете Безопасности и золотовалютные резервы, которые стране удалось скопить за последние годы (хоть они и сократились из-за мирового финансового кризиса), дают основания думать, что в будущем Москва будет ведущим мировым игроком.

Грядущее России не предопределено. Ее внешняя и внутренняя политика будут формироваться в зависимости от того, в каких международных условиях окажется страна, а беспрецедентная доступность идей и информации из-за рубежа, которыми пользуются сейчас россияне, гарантирует, что в последующие годы они будут играть куда более важную роль в жизни страны.

Если следующее поколение американских политиков признает, что эта тенденция существует, они могут воспользоваться примером Японии для выстраивания более прочных отношений с Россией, таких отношений, при которых напряжение из-за конфликта интересов в одном вовсе не ставит под вопрос продвижение взаимовыгодного сотрудничества в другом.

Автор – президент Eurasia Group

Новости и материалы
Россиянам пообещали аномальную жару в некоторых регионах
США объяснили вето против вступления Палестины в ООН
Стало известно число премьер на Московском международном кинофестивале
S&P снизило рейтинг Израиля на фоне обострения отношений с Ираном
Военный раскрыл, как ветер помогает ВСУ атаковать российские города
В Крыму назвали фашистским жестом поставки Киеву систем Patriot
Педагог дала советы, как интегрировать изучение языка в повседневную жизнь
Алжир пообещал вернуться к вопросу принятия Палестины в состав ООН
В ВСУ решили «улучшить» поставляемые Маском терминалы Starlink
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Машков оценил потребность в фильмах про спецоперацию на Украине
Спецслужбы Киева охотятся на жителей Харьковской области за связь с РФ
В Германии возобновили расследование вокруг пропажи собственника OBI
Постпред Палестины высказался после вето США на резолюцию в СБ ООН
В России выросло количество осужденных за коррупцию
Россияне рассказали о планах на майские праздники
Арабские делегации покинули зал СБ ООН во время выступления постпреда Израиля
Полянский раскритиковал вето США на вступление Палестины в ООН
Все новости