Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Игра с полураскрытыми картами

Анкара рассчитывает на серьезные подвижки в карабахском вопросе

Нормализуя отношения с Арменией, Турция потенциально увеличивает свой геополитический вес в качестве ведущей региональной державы. Но, если армяне и азербайджанцы не договорятся по Карабаху, доверие к Анкаре и ее позиции в регионе могут быть основательно подорваны.

Турецкая дипломатия переживает сейчас один из своих наиболее динамичных периодов, заметил недавно ветеран турецкого внешнеполитического ведомства и влиятельный комментатор Ёздем Санберк. С ним трудно не согласиться: похоже, что протоколы о восстановлении дипломатических отношений и дальнейшем развитии двусторонних отношений между Турцией и Арменией будут-таки подписаны двумя сторонами в Швейцарии 10 октября. Об этом событии как о совершенно решенном факте заявил на днях в интервью Wall Street Journal премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

«Здесь, в Анкаре, мы не ожидаем каких-либо проблем или проволочек, касающихся процесса подписания. Мы готовы упаковать свои чемоданы в субботу утром и вылететь в Швейцарию для участия в торжественной церемонии», — цитирует турецкая пресса анонимных турецких дипломатов.

Большинство аналитиков согласны, что турецко-армянские договоренности, достигнутые при активном швейцарском посредничестве, потенциально способны радикально трансформировать всю сферу безопасности Черноморско-Каспийского региона.

Нормализация отношений между Анкарой и Ереваном, утверждают они, несомненно, пойдет на пользу как региональным игрокам, так и всему международному сообществу в целом.

Позитивные последствия турецко-армянского урегулирования неоднократно обсуждались и в принципе не могут не быть поддержаны всеми здравомыслящими политическими силами.

Во-первых, нельзя недоучитывать воздействие так называемого «демонстрационного эффекта». Для всего обширного региона, изобилующего разнообразными «замороженными конфликтами» (а также конфликтами, находящимися в разной стадии разморозки), сам факт того, что Ереван и Анкара смогли преодолеть, казалось бы, непреодолимые противоречия, уже чрезвычайно позитивный сигнал. Его суть:

искусная дипломатия, готовность к компромиссам и наличие политической воли способны урегулировать самые головоломные кризисы и положить конец самым болезненным конфликтам.

Во-вторых, восстановление дипломатических отношений с Турцией и открытие границы дает Армении новые политические и экономические возможности. У Еревана появляется шанс сделать свою внешнюю политику действительно «комплиментарной», сбалансировав гипертрофированный российский вектор активным развитием отношений с Европой и Америкой. В свою очередь, прямые торговые связи с Турцией будут способствовать ускоренному экономическому развитию страны. В перспективе Армения вполне может стать важным элементом транскавказского энергетического транзита.

В-третьих, в результате нормализации отношений с Арменией Турция увеличивает свой геополитический вес в качестве ведущей региональной державы. Успех становится подтверждением верности турецкого внешнеполитического курса последних лет с его упором на использование «мягкой силы». Этот курс положительно контрастирует с недавним поведением России в регионе, что потенциально делает Анкару новым центром притяжения на Кавказе.

Наконец, улучшение отношений между Анкарой и Ереваном соответствует долгосрочным интересам как Соединенных Штатов, так и Европейского союза, которые всячески подталкивали обе стороны к сближению. Как сообщает пресс-служба Белого дома, в своем недавнем телефонном разговоре с президентом Армении Сержем Саргсяном президент США Барак Обама «обещал свою полную поддержку процессу, результатом которого будет нормализация отношений между двумя странами и лучшее будущее для всех заинтересованных сторон».

Немаловажным фактором является также и то, что сближение с Арменией оказывает дополнительную поддержку «европейским» амбициям Анкары, что может оказаться особенно ценно в настоящий момент, когда долгий и мучительный процесс движения Турции в Европу серьезно застопорился.

Успех на «армянском фронте» призван продемонстрировать Брюсселю, что Турция перестает быть всего лишь потребителем безопасности — она становится ее «производителем» в ключевом для интересов Европы Черноморско-Каспийском регионе.

Всеми этими соображениями, несомненно, руководствуются лидеры Турции и Армении, ведя свои страны к постепенному сближению. Однако главный вопрос состоит в следующем: может ли подписание протоколов привести к подлинному прорыву в двусторонних отношениях и реализации указанных выше потенциальных возможностей?

Здесь остается слишком много неясностей. Они коренятся в расплывчатых положениях самих протоколов, открытых для разных интерпретаций. Эта амбивалентность была заложена в тексты документов намеренно – именно для того, чтобы уменьшить сопротивление радикальных националистов в обоих лагерях и сделать подписание более вероятным. Однако эта же самая амбивалентность и возможность различной трактовки ключевых позиций в текстах протоколов неизбежно ведет к росту недоверия и взаимной подозрительности как в отношениях между Ереваном и Анкарой, так и в отношениях между Анкарой и Баку. Межеумочность ситуации хорошо схвачена в метафоре, предложенной Нигаром Гёкселем, главным редактором журнала Turkish Policy Quarterly. Стороны ведут игру таким образом, говорит Гёксель, что и не выкладывают свои карты на стол, но и не прижимают их слишком близко к груди.

Самой спорной остается, разумеется, проблема «предварительных условий», имеющая прямое отношение к карабахскому урегулированию. В текстах протоколов Карабах не упомянут. Это дает возможность армянской стороне настаивать на отсутствии каких-либо предварительных условий для начала имплементации протоколов после их ратификации национальными парламентами, включая, конечно же, разблокирование границы со стороны Турции. Исторически, однако, основной причиной блокирования границы Анкарой была именно оккупация армянскими силами Карабаха и ряда прилегающих районов Азербайджана, приведшая к этнической чистке сотен тысяч азербайджанцев.

Хотя протоколы действительно не фиксируют связь между процессом нормализации турецко-армянских отношений и урегулированием карабахской проблемы, ни для кого не является секретом, что Анкара рассчитывает на серьезные подвижки в карабахском вопросе

– например, освобождение части оккупированных азербайджанских районов, – прежде чем протоколы будут представлены на ратификацию в великое народное собрание Турции. Об этом недвусмысленно заявил сам Эрдоган в интервью Wall Street Journal: «Хотя армяне иногда говорят, что это соглашение (протокол об открытии границы – И. Т.) не имеет никакого отношения к азербайджанцам, на самом деле такая связь существует». Ранее Эрдоган и другие члены турецкого руководства также неоднократно заявляли, что Турция никогда не предпримет каких-либо шагов, которые бы шли вразрез с интересами Азербайджана, и что процесс нормализации отношений с Арменией неразрывно связан с перспективами урегулирования карабахского конфликта.

Можно, таким образом, согласиться с теми комментаторами, которые указывают, что в своем стремлении улучшить отношения с соседями и увеличить свое геополитическое влияние на Кавказе правительство Турции оказалось в зависимости от сил, находящихся вне его контроля. Если Баку и Ереван в ближайшее время достигнут соглашение по Карабаху, то ситуация сможет развиваться по позитивному сценарию и «дорожная карта», заложенная в турецко-армянских протоколах, начнет воплощаться в жизнь. Однако

если армяне и азербайджанцы не договорятся, что, к сожалению, весьма вероятно, то Анкара окажется в сложном положении: любой стоящий перед Эрдоганом выбор будет плох. Ему придется либо отказаться от нормализации отношений с Арменией либо серьезно испортить отношения с Азербайджаном.

Словом, мы наблюдаем довольно рискованный политический «покер». Да, потенциально Турция (и весь регион) могут оказаться в выигрыше. Но, став своего рода заложником Еревана и Баку, Анкара идет на немалый риск: «партия» может не сложиться, и тогда доверие к Турции, а также ее позиции в регионе могут быть основательно подорваны.

Автор – ведущий научный сотрудник Финского института международных отношений.