Расклады

ИТАР-ТАСС

Глобальное потепление для стариков

Модернизацию Крайнего Севера нужно начинать с переселения пенсионеров

Леонид Давыдов

Первым шагом в деле модернизации российского Севера должно стать упорядочивание политики по переселению в южные регионы жителей старшего возраста.

Мы не раз уже были свидетелями того, как заявленные властью масштабные задачи реализовывались только на отдельных узких направлениях. Государственный аппарат реагирует на концептуальный сигнал сверху в меру собственного понимания. В результате демографическая политика сводится к поддержке рождаемости, энергосбережение – к отказу от ламп накаливания, социальная защита граждан – к повышению пенсий и прочих выплат. А попытки решать межотраслевые задачи и вовсе приводят к управленческому параличу.

Не расширил горизонты мышления чиновников и экономический кризис. Не случайно дискуссия о переселении граждан носит реактивный характер и сводится к судьбе жителей моногородов и закрываемых поселков.

Долгосрочные меры, позволяющие сделать жизнь граждан благополучнее и в перспективе сэкономить бюджетные средства, остаются невостребованными.

Одно из таких направлений – переселение пенсионеров из районов Севера и приравненных к ним территорий в более благоприятные климатические зоны.

Не секрет, что в 90-е годы в северных районах осталось немало тех, кто ехал сюда на заработки на два-три года. Конечно, это дало определенный позитивный эффект: вахтовые поселки превращались в полноценные города с современной инфраструктурой работы и отдыха. Но суровый климат никто не отменял, и Север остался местом, малокомфортным для длительного проживания. А в условиях падения мировых цен на продукты экспорта приходится кардинально усилить планирование человеческих ресурсов, чтобы избежать искусственного завышения расходов на жилищно-коммунальную и социальную сферы.

Переход к системным мерам в этой сфере – одно из назревших направлений. И первым шагом должно стать упорядочивание политики по переселению в южные регионы жителей старшего возраста. Статистика доли пенсионеров среди населения на Севере заметно различается по отдельным территориям. Но проблемы здесь очевидны – от законодательных ограничений, требующих от пенсионера сдать жилплощадь при переселении на юг (даже если в квартире проживают более молодые члены его семьи) до очередей на переезд, которые растягиваются на несколько лет. Такие очереди обходятся бюджету все дороже.

По экспертным оценкам, переселение одного неработающего гражданина дает экономию бюджетных средств в сумме $600–900 в год.

Стоимость жилищных расходов, строительства жилья и коммунального обслуживания на Севере выше в 3–4 раза, а цена на энергоносители, по сведениям Минрегиона, превышает общероссийские показатели как минимум вдвое, а максимум – в 32 раза! Велика стоимость косвенных расходов – таких как содержание в северных условиях дополнительного числа врачей и больничных коек.

Мало кто оценивал расходы на содержание домов престарелых в северных регионах. Более того, сам факт их размещения в территориях с экстремально холодным климатом стал привычным и никого не удивляет, а информация об их бедственном положении и пожарах в зимнее время (Петрозаводск, Коми) и вовсе стала привычной. Перемещение интернатов на юг может дать серьезный эффект: снижаются расходы на эксплуатацию зданий, уменьшаются риски пожаров в разгар отопительного сезона, облегчается возможность найма персонала. Более того, такой перенос может дать импульс к кардинальному повышению качества жизни и обслуживания в интернатах.

Нельзя сказать, что эта тема новая для государства. Формально системные меры на этот счет предпринимались в 90-е годы.

В середине 90-х правительство оценило абсолютную перенаселенность Севера в 14% от общей численности населения. Но тогда из двух миллионов человек, намеченных к переселению, жильем в южных регионах удалось обеспечить лишь 22 тысячи.

Бюджетные ассигнования на переселение выделяются и сейчас, но они идут по нескольким направлениям — жилищные субсидии, средства на реструктуризацию угольной отрасли и т. п. Ответственность же размазана между федеральным и региональными бюджетами. А по мере старения населения страны объем необходимых средств будет только возрастать.

Назревший шаг по обеспечению переселения – централизация финансовых потоков с четким определением ответственного за конечный результат. Это позволит не только снизить инфраструктурные расходы и обеспечить северянам достойную старость, но и облегчит привлечение на Север квалифицированных специалистов. Предоставление им жилья за счет фондов, высвободившихся в результате программы переселения, позволит снизить бюджетные расходы и даст мощный импульс развитию и модернизации экономики Севера.

Автор – председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике.