Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вице-прецедент

Количество округов может увеличиться до 10―12, а под перекройку попадут Сибирский, Приволжский и Уральский

Решения Дмитрия Медведева по северокавказскому вопросу могут иметь далеко идущие последствия для региональной политики и аппаратной борьбы.

Назначение Александра Хлопонина главным по Кавказу, так же как и начинающая формироваться новая кавказская политика Кремля, несомненно, станут одной из главных тем года. Будут обсуждаться постоянно и много. Любым шагам Хлопонина, равно как и всему тому, что будет происходить в новом федеральном округе, гарантировано много места в новостях и дискуссиях.

При всем при этом не стоит упускать из виду, что

само решение Дмитрия Медведева оказалось не только «про Кавказ и про Хлопонина», но создало ряд существенных институциональных изменений и новых сюжетных возможностей в российской политике.

Во-первых, впервые за почти 10 лет своего существования изменена система федеральных округов: не только появился новый, восьмой СКФО, но и сделан явный акцент на то, что в работе округов и полпредов могут появиться новые экономические приоритеты и функции.

Округа за историю своего существования переживали периоды взлетов и падений, полпреды выполняли разные задачи федерального центра. Но на сегодняшний день роль системы округов и задачи их дальнейшего существования явно несколько провисли. Особенно очевидно это стало после того, как президентские полпреды утратили в пользу политических партий принципиальную для их статуса функцию выдвижения кандидатов в губернаторы регионов.

Возможность придать округам и полпредам больше экономических функций может рассматриваться как способ вновь приподнять их роль и статус в региональной политике Москвы и в глазах губернаторов. Одновременно «экономизация» работы системы федеральных округов, их «заточка» на вопросы межрегионального экономического сотрудничества, взаимодействия регионов и отраслей экономики может в какой-то момент показаться интересной Кремлю и Белому дому для того, чтобы активнее двинуть вперед программу модернизации экономики.

При этом если округа и вправду (в том числе в случае успеха северокавказского эксперимента) начнут более активно переориентировать на экономику, то сразу возникнут и дополнительные мотивы, чтобы еще немного «перенарезать» округа и увеличить их количество, приблизив к структуре не военных округов, а экономического районирования страны. Тогда

количество округов может увеличиться до 10―12, а под перекройку в первую очередь могут попасть Сибирский, Приволжский и Уральский округа.

Экономические приоритеты в работе округов явно поменяют и кадровые критерии подбора кандидатур в полпреды. На смену силовикам и бюрократам выдвинутся управленцы-менеджеры, что довольно хорошо видно уже и на примере Александра Хлопонина. Все эти тенденции могут быть небезынтересны и для различных экономических групп интересов и кланов, и для региональных элит, и для отдельных амбициозных кадровых резервистов.

Второе принципиальное новшество, которое применил для решения проблем Кавказа президент Медведев, связано с введением возможности совмещения должности вице-премьера федерального правительства и полпреда президента России в федеральном округе. Серьезность изменения лишний раз подчеркивается тем, что ради него вносятся изменения аж в федеральный конституционный закон о правительстве России (поправки в федеральные конституционные законы, которых вообще немного, не так уж часты и требуют к тому же не просто большинства, но одобрения трех четвертей сенаторов и не менее двух третей голосов депутатов Госдумы).

Фактически, речь идет не просто о том, что система полпредов и федеральных округов адаптируется под модель тандемократии, но

при определенном желании сам институт полпредов президента в федеральных округах преобразуется в институт полномочных представителей федерации.

И раз он будет функционировать как институт совместной компетенции (двойного подчинения по различным функциям) президента РФ и правительства РФ, то остается один шаг до соответствующего изменения принципов назначения полпредов («принцип двух ключей» и представление кандидатур полпредов президенту председателем правительства).

Характерно и то, что ни вопросы количества и состава округов и их изменения, ни функций полпредов и порядка их назначения не регулируются ни одним федеральным законом – все только указами президента. За десять лет существования системы округов (впрочем, как, например, и Госсовета) или руки не дошли, или не очень-то и хотелось оформить их существование федеральными законами. Это значит, что в будущем соответствующие изменения в работе системы округов и полпредов «не только по Кавказу» можно будет принять предельно быстро и без лишних обсуждений. А лоббистских идей по поводу того, что бы такого интересного с этими новыми возможностями поделать, может оказаться хоть отбавляй.

Например, давно подвисшим является вопрос об окончательном решении вопроса о «матрешечных» субъектах федерации. Ликвидацией таких образований в Красноярском крае как раз и занимался Александр Хлопонин. Но главные «матрешки», являющиеся одновременно нашими основными сырьевыми округами, ― Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий ― по-прежнему сохраняются в составе Тюменской области. Объем политических и экономических интересов, связанных с их интеграцией или, напротив, раздельной жизнью, был и остается весьма большим. В новых условиях появляется теоретическая возможность реализации новой изящной схемы ― выделения отдельного федерального округа на базе этих трех регионов и возложения на одного из действующих вице-премьеров правительства функций полпреда в этом округе с широкими, в том числе экономическими, полномочиями.

Другой пример подобного же рода ― периодически столь бурно обсуждаемая тема объединения Москвы и области, у которой всегда существует еще и важный подтекст смены власти в столице.

В духе последних новаций ничто не мешает хоть завтра создать столичный федеральный округ на базе Москвы и Подмосковья. И сделать «генерал-губернатором» этого образования еще одного из заместителей Владимира Путина.

Тем более что некоторые из нынешних вице-премьеров давно фигурируют в списках кандидатов на московскую власть.

Специфика анонсированных Дмитрием Медведевым в связи с созданием СКФО новаций состоит в том, что пусть не сразу, но рано или поздно они могут быть применены еще не раз и вообще могут оказывать существенное влияние на политические стратегии различных групп интересов.

Кавказ, конечно, особый случай. Но президентские решения по этому вопросу могут иметь и другие далеко идущие последствия для региональной политики и аппаратной борьбы.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости