Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Стратегию не заказывают

Стратегию модернизации ИНСОР не представил потому, что делать стратегию ему не заказывали

Когда все ждут внятной стратегии и системных решений, продолжение футурологического сериала в виде последовавшего спустя полгода после статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» доклада ИНСОРа не вызывает большого интереса.

Есть два мнения относительно деятельности Института современного развития. Согласно одному, ИНСОР – это стратегическая лаборатория при президенте Дмитрии Медведеве. Согласно другому – это своего рода PR-агентство для позиционирования президента как преобразователя России перед Западом и перед нашей прогрессивной общественностью. Однако для эффективности подобного пропрезидентского пиара ИНСОР опять же должен выглядеть стратегическим центром. Выполняя свою пиарно-стратегическую роль, ИНСОР публикует доклады о векторах развития страны, последний из них, который сейчас обсуждается, озаглавлен: «Россия XXI века: образ желаемого завтра».

Если бы этот доклад вышел до 10 сентября 2009 года, он произвел бы очень сильное впечатление. Если бы доклад появился уже после выхода статьи президента Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», но еще до президентского послания Федеральному собранию 12 ноября 2009 года, он был бы весьма своевременен, поскольку дал бы хоть какую-то событийную плотность, которой так не хватало объявленному старту модернизации.

В феврале 2010-го, через полгода после призыва «вперед!», доклад скорее усугубляет общее ощущение энтропии – распыления, улетучивания преобразовательной энергии, которой катастрофически не хватает и власти, и обществу.

Безусловно, выбор модели для развития страны является необходимым этапом государственного целеполагания и общественного выбора. Последние годы вопрос «Куда мы, россияне, идем?» оставался без удовлетворительного ответа. И вот ИНСОР предложил «образ желаемого завтра». Образ хороший: Россия должна стать нормальной развитой страной – с европейской «чертой бедности», с преобладанием среднего класса в социальной структуре, с действительно народным предпринимательством (доля малого бизнеса не менее 35–40% в ВВП), с цивилизованным уровнем социального расслоения, честным судом, прозрачным и подотчетным перед своими гражданами государством.

Однако всеобщей апатии и раздражения «небо в алмазах» почему-то не убавляет. Почему? Потому что полгода назад президент Медведев уже предъявил и сделал предметом общественного обсуждения образ желаемого завтра, построенный на принципах верховенства права и реальной демократии, свободы предпринимательства и честной конкуренции. После этого от прогрессистских интеллектуальных, экспертных и PR центров – и в первую очередь, конечно, от тех, которые при президенте, – требовалось, во-первых, показать соответствие президентского выбора чаяниям общества, а во-вторых, уточнить стратегию преобразований.

Наличие социального запроса на системную модернизацию было установлено до появления статьи Дмитрия Медведева. Еще в начале второй половины 2000-х годов социологи (см. работы Леонтия Бызова и Владимира Петухова) зафиксировали, что сформировалось новое массовое недовольство – недовольство не ухудшением ситуации, как в 1990-х, а отсутствием улучшений. В 2008 году по инициативе фонда «Либеральная миссия» я исследовал общественное мнение в «элитах развития» (см. Российские элиты развития: запрос на новый курс). Опрос 1000 респондентов показал, что

вполне благополучные и успешные люди еще до начала очевидного экономического кризиса предельно критично оценивали положение дел и качество государства. Стало ясно, что большинство в продвинутых группах российского общества ждет нового курса, прояснились и главные параметры этого курса, точки элитного и общественного консенсуса.

Всем понятно, что с таким качеством государства, которое есть, никаких улучшений нельзя произвести, что сначала требуется политически и организационно сформировать сам субъект преобразовательной деятельности, которая в первую голову опять же должна начинаться с государственно-управленческой (административной) реформы. Но именно этого главного звена, связывающего адекватную оценку сегодняшней ситуации с образом будущего, в программной статье «Россия, вперед!» не оказалось. Стратегии ждали от президентского послания, но в нем Медведев ограничился отраслевыми планами ускорения научно-технического прогресса и поручениями правительству подумать над системными решениями. Ждем системных решений.

А тут — ИНСОР. И опять с образом желаемого завтра. Не диво, что, когда все ждут внятной стратегии и системных решений, продолжение футурологического сериала не вызывает большого интереса. Между тем ИНСОР хорошо делает то, что может.

Стратегии модернизации институт не представил по той простой причине, что делать стратегию ему не заказывали. Вот и решил авторский коллектив подхватить лейтмотив осенних президентских посланий – тему будущего. Но не просто подхватить, а развить с важными уточнениями.

Уточнения к видению модернизированной России в докладе ИНСОРа сделаны действительно важные. Вот три главных тезиса, как я их понял.

Во-первых, отдельные «инкубаторы» инноваций не дадут нужного социального эффекта, если все остальные, обычные учреждения являются институтами неразвития; специальные меры по поддержке инноваций будут успешными только в ряду комплексных изменений всей институциональной среды.

Во-вторых, необходимым и определяющим фактором институциональных улучшений и общественного оживления является политическая реформа, нацеленная на возрождение политической конкуренции, закрепление ответственности органов и должностных лиц государства перед налогоплательщиками и потребителями государственных услуг.

В-третьих, для успешного решения проблем национального развития и возвращения России к своей исторической роли лидера модернизации в Евразии мы должны взять курс на стратегическое партнерство с Евросоюзом, поставить и последовательно обсуждать вопрос о присоединении России к ЕС и НАТО.

Эти мысли не только что родились, и не стоило так долго их формулировать в виде доклада о будущем. В любом случае хорошо, что они прозвучали в публичном докладе, который читает президент. Хотя в общих словах президент уже говорил и о системности преобразований, и о политической реформе, и о гармонизации отношений с развитыми демократиями.

Но дальше общих слов дело пока не идет. А проблема ключевого звена – политической реформы — решается в духе философского парадокса о Зеноне и черепахе. Любую реформу можно разбить на столь малые «шаги», что Зенон никогда черепаху не догонит. Хотим ли мы бесконечно, вернее, до конца смотреть эти комиксы?

Если нет, то нужно ясно определить необходимые шаги и сосредоточить общественное внимание, все оставшиеся общественные силы на том, чтобы их сделать.

В политической сфере первый шаг – электоральное раскрепощение. Россияне должны вернуть себе право свободно создавать политические партии, а политические партии должны сформировать честные избиркомы и взять под контроль подсчет голосов избирателей.

А стратегии модернизации ждать не стоит. Потому что стратегия модернизации – это не документ, сделанный на заказ и на показ, а общественный диалог по вопросам, которые ставят на государственном уровне заинтересованные группы граждан.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp