От редакции

РИА «Новости»

Горящее лето тандема

Нынешние пожары отгорят, а от будущих власти не уберегут

«Газета.Ru»

Нынешние пожары отгорят, а от будущих власти не уберегут. Бюрократическая машина не просто провалилась. Она еще и не хочет учиться на собственных ошибках.

Бедственное лето 2010 года скоро закончится, значит, пойдут на убыль и пожары. Приближается время восстановления разрушенного, извлечения уроков и подготовки к тому, чтобы следующие пожарные сезоны встретить во всеоружии. Можно даже сказать, это время уже настало.

В заявлениях наших лидеров планы послепожарных мероприятий занимают немногим меньше места, чем текущие руководящие указания, касающиеся борьбы с огнем.

Распределение ролей в тандеме уже состоялось и тут. Президент Медведев приказывает радикально переоснастить МЧС в целом и пожарную охрану в частности, а пока проводит муштровку чиновников и обещает сделать ее повальной: «Проведем разбор полетов, кто как работал, кто что сделал». Присущие ему элементы либерализма сохраняются лишь отчасти: «Иногда, может быть, и не уголовные дела нужны, а просто мозги как следует промыть, чтобы работали люди как нужно».

Премьер Путин, напротив, смягчает привычный свой суровый образ: оказывает психологическую поддержку погорельцам, распределяет среди них деньги, обещает в ультракороткие сроки возвести им новые дома и в незлобивом тоне отвечает на агрессивное послание дачника-блогера. А также выборочно защищает чиновников от президента. Так, Медведев, недолюбливающий кудринский Минфин, отчитывает его на Совбезе за неполное финансирование новейших запросов Шойгу. А Путин на следующий день на президиуме правительства демонстративно благодарит «всех коллег из Минфина за оперативность в принятии решений, связанных с борьбой с пожарами».

Если смотреть с сугубо пиаровской точки зрения, то «линия Путина» более эффективна. Но не стоит преувеличивать готовность рядовых людей клевать на пропаганду посреди смога и головешек от сгоревших домов.

По последнему еженедельному опросу фонда «Общественное мнение», индекс доверия президенту Медведеву упал к началу августа на 5% — с 57% до 52%, до уровня кризисной зимы 2009-го. Однако в проигрыше, пусть и меньшем, и премьер Путин, чей индекс доверия за ту же неделю снизился с 63% до 61%.

Общая популярность властей, особенно правительства в целом, сейчас уверенно убывает, и было бы странно, если бы прибывала.

Однако оставим в стороне пиар. Обе вышеупомянутые линии, «президентская» и «премьерская», переплетаясь, складываются в общую для наших властей послепожарную программу. Последняя включает: массированное выделение добавочных денег профильным структурам, восстановление всего сгоревшего, а также очередную кампанию по поднятию чиновничьей дисциплины, неизбежно сопровождаемую у нас разгулом личных и ведомственных интриг.

Таков, видимо, план. Но он, во-первых, явно недостаточен, а во-вторых (за исключением интриг), вряд ли реализуем.

Розданные нескольким тысячам потерпевших 100 с небольшим млн рублей обозначают примерные границы щедрости властей в отношении простых граждан. Признать потерпевшими миллионы жителей городов, в воздухе которых концентрация ядовитых веществ многократно превысила предельно допустимые нормы, разумеется, невозможно. Ведь это потребовало бы выплаты людям уже не миллионов, а миллиардов рублей на восстановление здоровья, на что наша экономная в таких случаях казна, конечно, не пойдет, или даже эвакуации самых уязвимых, организовать которую наш аппарат заведомо не способен.

Что же до раздачи гарантий за пару-тройку месяцев построить дома для погорельцев, то это, мягко говоря, не первое начальственное обещание обеспечить жильем ту или другую группу граждан. Значит, и выполняться оно будет примерно так же, как и предыдущие. Что-то, безусловно, будут строить. Кто-то станет еще богаче. В срок и для всех жилье не возведут.

Вызвавшее столько острот обещание Путина расставить на всех стройках видеокамеры и лично круглосуточно следить за работами, только кажется гротескным.

Гротескна сама идея вертикализации власти и ручного управления мировой державой, а видеоконтроль за установкой каждого электровыключателя — лишь логическое следствие этой идеи. Между тем именно она потерпела банкротство в бедствиях этого лета, но именно ее власти пересматривать как раз и не собираются. Даже не намекают.

Все, что сделало работавшие ранее структуры недееспособными, что придало пожарам неодолимую силу, — продукт мероприятий, предпринятых за последние 5—7 лет в порядке вертикализации и при сосредоточении в руках федерального центра невиданных ранее финансовых ресурсов.

Несмотря на эти ресурсы, встраивание в вертикаль региональной и муниципальной власти сопровождалось наложением на них обязанностей (в том числе противопожарных) без предоставления источников дохода для их финансирования.

Несмотря на маниакальный культ централизации, функции структур, причастных к профилактике и тушению пожаров, оказались запутанны, как никогда до этого, а уровень должностной ответственности опустился как никогда низко.

Теперь планируют новую волну технического переоснащения МЧС. Для ведомств, в отличие от граждан, десятки миллиардов находятся немедленно. Но

за шесть предшествующих лет расходы на пожарную безопасность и так выросли впятеро. Проблема явно не в деньгах, а в том, как и на что их расходуют.

Относительно трат на «переоснащение» МЧС машинами представительского класса для руководящих чинов и на другие способы пускания пыли в глаза циркулируют весьма невыигрышные для этого ведомства цифры.

Бездарная реконструкция лесного хозяйства, развалившая его, тоже была проведена в угаре вертикализации, с ее культом некомпетентности, безответственности, лизоблюдства и рекламного пустозвонства.

Любые дальнейшие перетряски чиновничьего аппарата, даже и широкие, не заставят его работать профессионально, пока сама система остается такой, какая есть. А любые попытки технически обновить отдельно взятые, например ведающие пожарной безопасностью, узлы вертикали, сохранив нетронутой ее саму, сведутся только к бессмысленным спорам между финансовыми ведомствами, не желающими выделить средства даже на необходимые вещи, и остальными министерствами, нацеленными пустить на ветер столько денег, сколько дадут.

Предварительным прогнозом предстоящих массированных антипожарно-профилактических мероприятий могут служить действия, осуществленные после зимних снегопадов в Петербурге, на родине тандема.

Тоже был разгул стихий. Только не жара и пожары, а холод и снежные завалы, в которых утонул город. Тоже беспомощность властей, даже еще большая. Тоже бурная словесная деятельность, накачки чиновников и обещания все сделать и никогда больше не допустить. А потом снег, который так толком и не убрали, растаял сам.

Несколько подразделений перешли из одних городских ведомств в другие. Несколько начальников среднего звена пересели из одних кресел в другие, тоже хорошие. Когда стихия разгуляется снова, петербургские службы встретят ее чуть-чуть лучше, но гораздо хуже, чем необходимо.

Можно ли в масштабах страны рассчитывать на что-то большее после нынешних пожаров? Непохоже.