Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Равнение на Запад

Западные ценности давно стали универсальными даже в тех странах, власти которых критикуют Запад

Несмотря на бурный рост развивающихся стран, догнать развитые по уровню и качеству жизни им еще долго не удастся. Запад обновится быстрее, чем Китай преодолеет бедность своего населения, а Россия – коррупцию.

В том, что в феврале экономика Китая, вытеснив Японию, вышла на второе по объему место в мире после США, многие увидели признак неизбежного подъема новых рынков и стран. Не только Азии, от Индии до Китая и Индонезии, но и стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Однако статистические данные показывают, сколь сильно развивающийся мир, несмотря на бурные темпы экономического роста, отстает от развитых стран Запада и Японии.

Россия как Техас

В Северной Америке и Европе проживает всего лишь 1/7 часть мирового населения, зато на них приходится 2/3 глобального ВВП, 2/3 глобального оружия и более чем 2/3 денег, потраченных на науку и исследования. Если включить в эти подсчеты Японию, показатели будут еще более внушительными.

Объем экономики Китая составляет всего лишь 1/3 экономики ЕС, который остается самой большой экономической «державой» в мире. Согласно данным Китая, его потребительская база не намного больше, чем Франции, страны с вдвое меньшим ВВП и населением, составляющим 1/20 от китайского.

В январе британский еженедельник The Economist опубликовал график, который сравнивает ВВП каждого отдельного штата США с самыми близкими по тому же показателю странами мира.

Широко известно, что Калифорния – самый мощный штат Америки и с его ВВП в $1891,363 млрд был бы где-то восьмой экономикой мира, будь он независимой страной. Калифорнийский ВВП чуть меньше итальянского в $2118,26 млрд.

А сравнение ВВП России со вторым по величине штатом – Техасом – объясняет, почему Запад постоянно критикует российскую экономическую политику.

ВВП Техаса составляет $1144,695 млрд и лишь немного уступает ВВП России в $1231,89 млрд. Но население Техаса – 25 млн человек, а России – порядка 141 млн.

Соседний с Техасом штат Арканзас, с населением всего 2,9 млн, обладает ВВП в $101,82 млрд и уступает Казахстану с населением 16,4 млн и ВВП $107,89 млрд на $6 млрд. Другими словами,

Северная Америка, Западная Европа и Япония создали для своих граждан небывалое в мировой истории благополучие, которое отражается, кроме прочего, и в самых высоких в мире показателях долголетия.

А у вас мэддофов сажают

Однако высокие темпы роста экономик некоторых развивающихся стран, совпавшие в последнее десятилетие с глубокими структурными проблемами в развитых странах, привели к «списанию» старых экономических лидеров рядом аналитиков.

До финансового кризиса и многие развивающиеся страны (включая Россию) находились в полной уверенности, что будущее за ними, и стали поучать Запад, пытаясь доказать не только экономическое, но и моральное превосходство.

Но, несмотря на рывок отдельных развивающихся стран, развитый мир настолько богаче, что давно доказал свое экономическое превосходство. Как, впрочем, и моральное: уровень и качество демократических институтов развитых стран намного выше, чем в остальном мире. Характерно, что критика и упреки со стороны развивающихся государств в адрес Запада почти всегда касаются отдельно взятых проблем и игнорируют общий контекст.

Например, КНР сейчас старается перестроить свою экономику, перейдя с не очень удачной инвестиционной бизнес-модели на более перспективную потребительскую. При этом Китай постоянно уверяет, что Америка сама виновата в своем торговом дефиците. Хотя очевидно, что профицитные страны могут быть таковыми только за счет дефицитов других. И именно Америка построила послевоенный экономический порядок и была готова терпеть дефициты ради поощрения свободной торговли и восстановления как своих союзников, так и недавних врагов после военной разрухи, особенно на фоне «призрака коммунизма». Развивающийся мир, в том числе и Китай, и сегодня получает громадную пользу от этой системы. На первый взгляд, нет разницы между громадным торговым дефицитом между США и Японией и США и Китаем. Но, в отличие от Китая, Япония 60 послевоенных лет остается тесным союзником США. Поэтому Америка смотрит на проблемы дефицита с Японией иначе, чем с Китаем. Но КНР, конечно, полностью игнорирует этот контекст.

Так же ведет себя и Москва, когда в ответ на критику российской коррупции, произвола, авторитаризма заявляет, что, мол, «у вас, на Западе, тоже есть коррупция/расовые проблемы/ финансовые аферисты»… Далее проводится параллель, например, между делом Ходорковского и Мэддофа.

Никто не отрицает, что и на Западе есть коррупция. Но ее уровень несравним с российским. Россияне сами прекрасно понимают, что проблема коррупции и правового беспредела в их стране носит глубокий системный характер на протяжении столетий. Они убеждены, что в России господствует «the rule of men», а не «the rule of law». Другими словами, Россия относится к тем странам и обществам, где очень низок уровень так называемого социального капитала, поскольку исторически мало доверие между самими гражданами и между гражданами и государством. И почему российская элита рассчитывает, что западные политики, журналисты, ученые, бизнесмены, да и простые граждане поверят в сходство между делами Ходорковского и Мэдоффа, когда в это не верят многие россияне, не совсем понятно.

Отсутствие доверия представляет одно из самых больших препятствий для развития бедных стран, поскольку таким обществам очень сложно развивать процветающую экономику и бизнес. А российское государство мало что предпринимает, чтобы решить эту проблему. Оно по- прежнему не может понять, что нельзя сделать страну привлекательной, раскрутить ее «бренд» принятием отдельных, пусть и правильных, законов и отдельными мегапроектами вроде Олимпийских игр или ЧМ по футболу. Пока не изменится качество институтов, вряд ли можно на что-то всерьез рассчитывать.

Западный стандарт

Финансовый кризис в некоторой степени подорвал доверие граждан развитых стран к западной системе, но тем не менее они до сих пор убеждены в правоте утверждения Уинстона Черчилля, что «демократия – худшая система правления, за исключением всех остальных». Они знают, что в развитом мире господствует «the rule of law» и что правовые государства подкрепляются прочными демократическими институтами.

Чем быстрее Россия сумеет убедить мир, что стала правовым государством, тем быстрее она завоюет то уважение, к которому так стремится, тем быстрее она будет развиваться в экономическом плане, тем быстрее она сможет вкладывать свой капитал в развитые страны.

А пока этого не случится, придется довольствоваться бесконечным и безрезультатным повторением внешнеполитической мантры о «равном партнерстве» с Западом. И опровергать упреки в свой адрес заявлениями «коррупция есть везде» бессмысленно. Дело не в сомнительных сравнениях и даже не в специфике законов, а в качестве институтов и доверии к системе со стороны и граждан страны, и иностранцев – как бизнесменов, так и политиков. Вот одно из существенных различий между развитым и развивающимся миром. Парадокс заключается в том, что многие страны, например страны БРИК, часто критикуют Запад, а их граждане стремятся к западному благополучию и к западному образу жизни. Когда те же российские граждане и политики говорят о «цивилизованных странах», они имеют в виду не Индию и Китай, а Европу, иногда США. И чем богаче становятся общества, тем больше граждане стремятся к демократии.

Иными словами, западные ценности давно стали почти универсальными. И не только в смысле демократии. Почти невозможно представить подъем других стран без научных, технологических, технических, культурных, идеологических изобретений и достижений Запада.

В подъеме других стран Запад видит как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, небывалые возможности для ведения бизнеса, расширение торговли. С другой – потенциальные угрозы как экономического, так и военного характера. Но мысль о том, что в высоких темпах роста экономик бедных стран с низким уровнем общественного развития Запад видит моральный вызов своей цивилизации, совершенно абсурдна.

Старость наступит раньше богатства

Подъем густонаселенных Китая и Индии, безусловно, повлечет за собой большие изменения. Но эти страны, их население в целом еще настолько отсталые, что нет никакой гарантии, что им вообще удастся справиться с теми проблемами, которые неизбежно будут вставать по мере дальнейшего развития.

Пока кроме Европы, Северной Америки и Австралии только Японии удалось достичь западного уровня жизни, науки, технологии, производства, что наглядно показывает, насколько сложно выйти из ловушки низких доходов.

И Китай, и Индия еще не достигли даже этого уровня. При этом у них есть масса глубоких проблем. Например, демографическая. Китай постареет прежде, чем разбогатеет: по последним оценкам, до 2050 года четверть китайцев достигнет пенсионного возраста.

Россия тоже показывает, как сложно выходить из ловушки малых доходов, при этом и ей грозят демографические трудности. По данным Ивана Чакарова, главного экономиста по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch, численность населения в возрасте от 15 до 64 лет в РФ достигла своего максимума в 2005 году, в Китае это случится в 2025-м, в Бразилии – в 2030-м, в Индии – в 2045 году. А недавно агентство Standard & Poor's опубликовало исследование о возможной динамике населения до 2050 года, согласно которому численность россиян может упасть с 141 миллионов в 2010 году до 116 миллионов. В результате этого «до 2035-го мы (Standard & Poor's – Й. П.) ожидаем, что фискальные показатели России ослабнут до такой степени, что они станут похожими на показатели суверенных правительств, которые сейчас находятся в категории «спекулятивных», поскольку, на наш взгляд, прогнозируемое улучшение по ВВП на душу населения недостаточно, чтобы покрыть потенциальное фискальное ухудшение». Итак,

по расчетам агентства, долги РФ могут вырасти до 585% ВВП до 2050 года, и кредитный рейтинг страны может упасть ниже инвестиционной планки – другими словами, станет «мусорным».

Запад и Япония сейчас в тревоге от соотношения их долгов к ВВП. Но даже для Японии этот показатель в 2010 году оценивался на 196%, для Греции – 144%, Италии – 118%, Ирландии – 98%, Португалии – 83%, Великобритании – 68%, Германии – 75%, Испании – 63%, США 59%.

Дело в том, что проблемы Запада совершенно другого рода и масштаба, чем те, что стоят перед развивающими странами, и они, пожалуй, намного легче решаемы, какими бы сложными они сейчас ни выглядели. Вот грядущий недостаток воды, например, гораздо больше повлияет на Китай, Индию, Ближний Восток и прочие регионы, чем на развитый мир, где население растет мало и климат намного более благоприятный. Уже сейчас Китай вынужден ввозить в страну зерно, и эта проблема, скорее всего, усугубится со временем.

Кроме того, нужно иметь в виду, что именно на Западе потрачены более двух третей мировых ассигнований на науку и исследования. И, как уверяют многие западные ученые, решения многих проблем, стоящих перед человечеством, уже имеются.

Обновить мир

Развитый мир уже начал реагировать на новые вызовы. В своем недавнем послании конгрессу президент Обама сказал: «We need to out-innovate, out-educate and out-build the rest of the world» — «Мы должны превзойти весь мир в инновациях, образовании и развитии». А 4 февраля Франция и Германия предложили «пакт конкурентности», чтобы сплотить Евросоюз, который тоже принял план действий по развитию единого рынка энергии и модернизации энергетической инфраструктуры.

По большому счету это куда легче для Америки, Европы и Японии, ведь, в отличие от развивающего мира, они все уже обладают превосходной научной базой, технологиями, ноу-хау и организационными ресурсами. И Запад начал, наконец, поднимать планку в области образования после политики последних 40–50 лет, которая привела к спаду уровня знаний родного языка, математики во многих странах, в том числе в элитных вузах, где спад стал особенно заметен после 1990 года, когда персональные компьютеры стали широко использоваться.

Единственное, что нужно, – добиться изменений в политике и обществе. Многие эксперты и граждане уже в 90-х годах прошлого века (если не раньше) понимали, что выплачивать пенсии и обеспечивать качественную медицинскую помощь будет со временем все проблематичнее, поскольку население стареет. И поэтому уже тогда многие смирились с тем, что придется работать дольше. А демонстрации в Лондоне, Афинах и Париже в прошлом году и опять в Афинах в этом году, не всегда носившие мирный характер, создали впечатление, что западные люди только узнали об этой проблеме. И

списывать развитый мир еще рановато. Да и главное не в проблеме лидерства – западного или какого-то другого. Важно, чтобы подъем других частей мира шел как можно более гладко и без серьезных конфликтов и чтобы развивающиеся государства брали на себя больше ответственности.

Но это требует высочайшего уровня государственного управления. А с этим сложно. И в России в том числе.

Автор – генеральный директор Eurasia Strategy & Communications в Москве

Новости и материалы
Военкор Семен Еремин погиб в зоне СВО
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Названы лекарства, опасные для людей с деменцией
Банки могут обязать предоставлять информацию МВД о переводах цифровых денег
Костомаров рассказал, что с удовольствием хотел бы сделать, если бы у него были руки
В коровьем молоке впервые обнаружили птичий грипп
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin
В Киеве и ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Перми мужчина изнасиловал семилетнюю падчерицу и получил 22 года
В Москве арестовали членов банды из Белгородской области, занимавшихся вымогательством
В Белом доме пообещали сразу возобновить поставки Украине при одобрении конгресса
В Воронежской области объявили опасность БПЛА
Белый дом спросили об атаке Израиля на Иран
Мужчина поджег себя возле здания, где идет суд над Трампом
Все новости