Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Костры и мечи фанатизма

Пастор Джонс поставил перед США проблему: как сбалансировать право на свободу высказывания с защитой религиозных чувств

В глазах религиозных фундаменталистов символический жест уравнивается с реальным действием. Пастор Джонс «казнил» Коран, его враги-единомышленники ответили убийством людей.

Флоридский пастор Терри Джонс все-таки сжег Коран. Кто б сомневался. В прошлом сентябре его отговорили от этой затеи всей Америкой. Даже кумир тамошних правых Сара Пейлин, которую трудно заподозрить в любви к исламу, заявила, что «это противоречит американским ценностям». Президент Обама и генерал Петреус, командующий войсками в Афганистане, в один голос твердили, что это сущий подарок Аль-Каиде (организация запрещена в России) и прямая угроза жизни американских солдат. И только после того, как пастору лично позвонил министр обороны, тот сдался и Коран жечь не стал.

Возникает вопрос. А почему, собственно, власти должны были тратить столько сил, чтобы уговорить провинциального фанатика не совершать идиотский поступок? Потому что

право на свободу выражать свои взгляды четко прописано в американской конституции. И формально обвинить Джонса в нарушении закона было нельзя. Вот и на этот раз он обставил свое аутодафе строго в соответствии с американским законодательством.

Устроил над Кораном суд, куда был приглашен прокурор (калифорниец, недавно перешедший в христианство из ислама) и защитник (имам из Далласа). Собрал Джонс и жюри присяжных из 12 человек. Все чин по чину. Выслушав аргументы сторон, жюри обвинило священную книгу мусульман в «пяти преступлениях против человечества», включая пособничество терроризму, а также «убийства и пытки людей по всему миру только за то, что они не исповедуют ислам». Дальше стали думать, каким образом расправиться с преступником. В демократическом духе обратились за советом к публике, благо интернет нынче есть у всех. Коран предлагали порезать на кусочки, утопить и даже расстрелять. Большинство предпочли сжечь. Имаму-адвокату было любезно предложено возвращаться к себе в Техас, после чего приговор привели в исполнение.

Весь этот спектакль остался в США практически незамеченным. Решив не повторять медийную шумиху, которой сопровождалась первая неудачная попытка Джонса, американские СМИ дружно проигнорировали удачную вторую. Не откликнулась и широкая публика.

Видео «суда и казни», выложенное в интернет, посмотрели всего полторы тысячи пользователей. Но за пределами США реакция оказалась вполне предсказуемой.

Через десять дней после флоридского судилища обезумевшая толпа ворвалась в миссию ООН в афганском Мазари-Шарифе и линчевала ее обитателей. Спастись удалось лишь русскому дипломату, который на местном наречии сумел убедить убийц в том, что он мусульманин.

Услышав о трагедии, пастор Джонс нисколько не раскаялся в содеянном. Напротив, воспринял ее как подтверждение правильности приговора. Я вам говорил, что Коран порождает насилие, заявил он журналистам. Теперь вы лишний раз увидели это своими глазами. Журналисты возмущались цинизму провокатора и были не правы. Потому что речь в данном случае должна идти совсем о другом. Чтобы понять, о чем, достаточно послушать проповеди Джонса. Вот что заявил он своим сторонникам на следующее утро после смертоубийства в Афганистане. Ни много ни мало пастор сравнил себя с Мартином Лютером Кингом и Иисусом Навином, героически перешедшим со своим войском Иордан. Пусть сожжение Корана привело к смерти людей, но оно было необходимо, так как мы защищали свою веру и должны гордиться этим. Навину и его людям тоже было нелегко, они, как и мы, рисковали жизнью.

«Меня можно остановить только одним способом — убить», — напоследок пробасил пастор. На цинизм провокатора это никак не похоже, это логика религиозного фанатика. И потому она особенно страшна.

Проповеди Джонса звучат один к одному, как проповеди какого-нибудь имама-экстремиста, который подстрекает свою паству к героическим деяниям. Более того, он и сам примеряет на себя венец мученика, мало чем отличаясь в этом от исламского шахида. И у него есть серьезные шансы «пострадать за веру». В Пакистане за его голову уже обещано 4 миллиона долларов.

Конечно, таких отморозков от религии в США, в отличие от того же Пакистана, единицы. Джонс — одиночка-евангелист, он не принадлежит ни к одной крупной деноминации. Все они выступили с его осуждением. Одну церковь бывший гостиничный менеджер уже потерял несколько лет назад, паства обвинила его в диктаторских замашках. Во Флориде у него тоже дела не клеились, а когда он начал «священную борьбу» с исламом, и вовсе пошли наперекосяк. Прихожане покидали церковь целыми семьями. У него и в собственной семье случился раскол. «Я его не поддерживаю и не хочу иметь с ним ничего общего», — написала дочь Эмма в Facebook. На его последних проповедях собирается не больше дюжины человек. Церковь фактически обанкротилась. Джонс хотел продать церковное здание, но рынок недвижимости в штате никуда не годится, и вряд ли ему удастся найти покупателя в скором будущем.

Но вся беда в том, что этот маргинал и неудачник вовсе не воспринимается таковым в исламском мире. Министр внутренних дел Пакистана Рахман Малик заявил, что его страна подала жалобу на пастора Джонса в Интерпол. Как выяснилось, от Интерпола ждут, чтобы он немедленно связался с папой римским и потребовал от того пресечения террористической деятельности «безумного священника».

И главное здесь не столько в том, что министр не понимает разницы между католицизмом и протестантизмом (это еще поправимо), а в том, что он твердо уверен — пастор настолько значимая фигура, что надавить на него разве что по силам самому папе. Мол, у президента Обамы не выходит, может, понтифик справится по служебной линии.

Получается, что маргинал-фанатик, имя которого еще год назад было мало кому известно даже в родном Гейнсвилле, поставил перед США серьезнейшую проблему. Как сбалансировать право на свободу высказывания с защитой оскорбленных религиозных чувств? Не то чтобы такой проблемы не существовало раньше, но для того, чтобы предельно обнажить ее суть, понадобилась простота безумца. И главное, она более чем актуальна для нашего времени. В сознании религиозного фундаменталиста символический жест уравнивается с реальным действием. В его глазах это практически одно и тоже. Пастор Джонс «казнил» Коран, его враги-единомышленники ответили убийством дипломатов. Такие вещи будут продолжаться и впредь, фундаментализм нынче на подъеме. Вовсе запретить символические жесты — значит признать состоятельность фундаменталистской логики. Не запрещать — рисковать жизнями ни в чем не повинных людей.

Новости и материалы
Ургант был вынужден объясняться перед налоговой из-за Блиновской
Фигуристка Туктамышева пошутила по поводу потери штанов во время выступления
Экс-тренер сборной России объяснил, почему «Краснодар» уволил Ивича
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Все новости