Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Предвыборные торги лояльностью

Эксперты считают, что предлагать патерналистски настроенным россиянам демократию бессмысленно

По усердности, с которой лучшие либеральные экономисты страны работают над формулой сотрудничества с нелиберальной властью, кажется, что главная экономическая проблема России – как заставить людей беззаветно любить своих властителей.

На прошедшем недавноVII Пермском экономическом форуме участники и гости размышляли о том, как не прогадать при продаже центральной власти лояльности российских территорий в целом и их обитателей в частности.

Назвали эту предпродажную подготовку нашей лояльности поиском формулы нового общественного договора. Мол, прежняя – лояльность в обмен на стабильность — уже устарела.

В Перми обнародовали новую формулу, причем двойную. Вариант номер один — лояльность в обмен на автономии. Вариант номер два — лояльность в обмен на участие в принятии решений.

Смущают не изъяны формул, которые в них можно отыскать. Увеличение автономии подразумевает ведь и увеличение ответственности, в том числе за решение социальных проблем, на что требуются деньги. А формула не предусматривает роста финансирования. Участие же в принятии решений центром приведет к жестокой конкуренции за право первого входа в нужный кабинет — в московских приемных могут начаться потасовки регионалов…

Серьезнее другое. Похоже, мы имеем дело со ставшей уже устойчивой тенденцией: приличные либеральные экономисты усердно работают над выработкой формул сотрудничества с властью. Предложения от них поступают самые разные, но в их основе всегда лежит обещание непременной лояльности народонаселения.

В рамках такой стратегии располагаются, по большому счету, и инициативы ИНСОРа, в тех же пределах работают многие без преувеличения лучшие экономисты страны над ремонтом «Стратегии-2020».

Создается впечатление, что главная экономическая проблема России сейчас не в зашкаливающем монополизме. И не в причудливой попытке правительства скрестить плановую экономику с рыночной. Что, кстати, привело уже к дефициту бензина в великой энергетической державе. А в том, как бы заставить людей беззаветно любить своих властителей.

Это сотрудничество ради всенародной любви не мешает тем же экономистам объективно комментировать ситуацию в стране и убедительно доказывать, что сама основа хозяйственной конструкции изъедена ржавчиной, сравнивать, как модератор Пермского форума Сергей Алексашенко, страну с не потонувшим, но уже предельно прогнившим «Титаником». Впрочем, мотивация понятна. Это принято называть «реальной политикой».

Судя по итогам и Пермского форума, и многих других публичных и непубличных дискуссий, у такой политики в современной России два постулата. Первый: эта власть надолго. Второй: этот народ – политический кастрат, спроса на демократию нет.

Формулировки жесткие, но с ними трудно не согласиться. К примеру, все опросы, в том числе и проведенный в Перми, показывают, что патерналистские настроения в современном российском обществе нарастают тем сильнее, чем моложе опрашиваемые граждане. В широкий обиход вошло и понятие «негативного патриотизма». Искусствовед Владимир Паперный проиллюстрировал его так. Если в разговоре с россиянином какой-нибудь итальянец попробует посетовать на коррупцию на Апеннинах, наш человек непременно его презрительно перебьет: «У вас коррупция? Вот у нас – коррупция, а у вас – детский сад»…

То есть в обществе на самом деле незаметно спроса на демократию, напротив, преобладает тяга к мазохизму. Вот и делается вывод о том, что и предлагать демократию бессмысленно.

Однако еще лет сорок назад один представитель японского бизнеса доказал, что старая формула «спрос рождает предложение» — вовсе не аксиома. Доказал японец это просто. Достал из кармана шариковую ручку с вмонтированными в ее корпус часами (в то время это были очень модные ручки) и сказал: «Никакого спроса на такой продукт не было, но, когда мы его предложили, спрос оказался ажиотажным». Еще японский пример. Когда в свое время уже седовласый основатель фирмы Sony Акио Морита предложил на совете директоров выпускать маленький такой магнитофон, который не будет записывать и иметь динамиков, но его можно будет носить в кармане и слушать музыку через наушники, коллеги его не поддержали. Правда, не стали из уважения к человеку-легенде настаивать на очевидном – что никому не нужен магнитофон, который не записывает. И решили предоставить за счет фирмы старику возможность «поиграться». А вскоре мир уже нельзя было представить без людей с Walkman. Sony хорошо на этом заработала…

В России, кажется, и впрямь нет нынче спроса на демократию. Но может быть, и потому, что лучшие умы заняты выработкой торговой формулы для власти, а не заманчивого предложения к потенциальным потребителям этой самой демократии.

Которые, если захотят, могут стать избирателями.