Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бесправное большинство России

Восторги наших граждан по поводу вставшей с колен страны удивительным образом сочетаются с причитаниями на тему ее вымирания

Русские одновременно ощущают себя и самой великой, и самой угнетаемой нацией на свете. И то и другое — в большой степени следствие некритичного отношения к самим себе, властям и государственной пропаганде.

Постоянный поток сознания, а точнее, самосознания большинства наших русских соотечественников пугающе разделен на два неизменных и взаимоисключающих лейтмотива. Диалектикой здесь и не пахнет: даже добросовестно осмыслив это фундаментальное психологическое противоречие, вы так и не поймете, кем же, в конце концов, ощущают себя русские люди.

С одной стороны, отталкиваясь от того неоспоримого факта, что постсоветская Россия стала практически мононациональной страной, они наконец-то ощущают себя ее хозяевами. И это вполне логично: внутриполитическое и внешнеполитическое кредо современной России полностью подчиняется русским государственническим традициям, включая манию геополитического величия и православие, а также то, что русский язык является не только государственным, но и родным языком для 92% населения, а не только для 80% собственно русских граждан. А если учесть, что в отличие от советских времен нерусские граждане представлены в России мелкими национальными вкраплениями, русский народ можно без всякой иронии считать государствообразующим. И когда в этой ситуации россиянам говорят, что «Россия встала с колен», русские по вполне понятным причинам воспринимают это как исключительно свою заслугу.

Сюда естественным образом вписываются и славословия в адрес нынешней власти и лично Владимира Путина, поскольку с ними «жить стало лучше и веселее». Автомашин теперь у обывателей как собак нерезаных, дачи строят, квартиры покупают, за границу ездят, а некоторые, кто побогаче, так и суп в кастрюльке «с паром, которому подобного не сыскать в природе», прямо из Парижа себе выписывают. А поскольку от добра добра не ищут,

всякая попытка усомниться в этой идиллии, а тем более указать на кое-где имеющиеся отдельные недостатки, воспринимается как происки врожденных русофобов на службе у врагов России.

Но этот духоподъемный дискурс органически сосуществует со столь же категорическими утверждениями, которые напоминают всхлипывания и самоуничижительное нытье нищих на церковной паперти. И если вслушаться в это нытье, то придется констатировать, что на самом деле русские никакой не государствообразующий народ, а колонизированное неведомыми врагами бесправное большинство российского населения.

Этот постоянный плач сводится к следующим тезисам: русские — самая угнетаемая нация в России; русские вымирают, у них падает рождаемость и растет смертность; русские нищенствуют (тогда как нерусские жируют за их счет); детских садов нет, медицинское обслуживание в катастрофическом состоянии, пенсии и зарплаты низкие; над русскими издеваются все кому не лень, всюду кавказцы и азиаты, в своем доме русские не чувствуют себя хозяевами, им устроили геноцид и т. д. и т. п. Да и сама страна русским досталась какая-то несуразная: и климат в ней суровый, и две трети территории для проживания неудобны, и нефть добывать трудно из мерзлоты, и для земледелия Россия не очень приспособлена, и расстояния в ней огромные, а строительство дорог не окупается…

Кому адресуются все эти жалобы, кто является виновником всех этих бед — решительно непонятно. Между тем, если внимательно вглядеться в приведенный выше перечень и отбросить традиционные преувеличения, многие из перечисленных неурядиц вполне соответствуют нашим сегодняшним реалиям. А это значит, что, как и в любом другом государстве, за бедственное положение той же российской глубинки, за плачевное состояние здравоохранения, за нищенские пенсии и зарплаты, за безработицу и за прочие безобразия несут ответственность прежде всего те люди, которые управляют нашей страной. Тут бы начальственным людям возблагодарить судьбу за то, что их подопечные не видят прямой связи между своим бедственным положением и некомпетентностью, корыстолюбием и цинизмом верхов. Им бы промолчать в тряпочку. Но куда там! Ведь выборы на носу. А во властных кругах кто-то когда-то слышал, видимо, что в предвыборный период нужно откликаться на глас народа. И откликнулись.

Депутат-коммунист Владимир Федоткин предложил провести в нижней палате парламента слушания, посвященные «условиям жизни и судьбе русского народа», численность которого, по его словам, «сокращается по сравнению с другими национальностями». Его тут же поддержал спикер и единоросс Борис Грызлов. И теперь в Госдуме нас ждет зрелище, доказывающее, что хрестоматийно известная унтер-офицерская вдова все-таки была вполне способна сама себя выпороть. Ибо

предстоящие слушания станут фактически признанием того, что десять лет «стабильности, процветания и вставания с колен» довели русский народ до такого состояния, что впору задуматься о его дальнейшей судьбе и срочно улучшать условия его жизни.

Беспощадный идиотизм возникшей ситуации заключается в том, что наши депутаты будут вынуждены констатировать бедственное положение, в котором находятся русские, то есть, по сути, подавляющее большинство населения России. Поскольку же народные избранники и прежде всего «единороссы» даже под страшной пыткой не согласятся признать свою прямую ответственность за нынешние беды русских, будет весьма любопытно посмотреть, на кого они попытаются свалить эту вину.

Как станут выкручиваться депутаты? Наверняка будут пропихивать идею о провозглашении русских государствообразующим народом. А следовательно, ее нужно будет подкрепить какими-то привилегиями для русских, пусть и на бумаге. А это попахивает межэтнической катастрофой. Так что, скорее всего, посоревнуются наши депутаты в демагогии — и все. Но это в любом случае заложит еще одну трещину в нашу уже и без того хилую полиэтничность. Хотя сами русские останутся довольны на ближайшие два-три года. А потом все начнется снова.

Хуже всего то, что этот благотворительный балаган в пользу русского народа будет протекать на глазах у национальных меньшинств России, которые, как это следует из элементарного логического предположения, беспардонно размножаются, получают повышенные зарплаты, пользуются достижениями современной медицины и вообще вызывающе процветают за счет русских.

А и в самом деле, кто же все-таки пьет соки из русского народа? Ингуши? Татары? Ненцы? Марийцы? Чукчи? Калмыки? Сохранилась бы Россия в своей советской территориальной ипостаси — еще можно было бы объяснить скудную жизнь русских необходимостью подкармливать «постоянно глядящих в лес» прибалтов, закавказцев, украинцев, чтобы сдерживать центробежные тенденции. Помнится, что

уже в семидесятых годах прошлого века люди из ЦК с ужасом подсчитывали, что к сороковым годам века XXI количество жителей Средней Азии в Союзе превысит количество русских, и что тогда делать?

А сегодня можно подумать, что все соки из русского народа выпила одна только Чечня.

Вообще в этом протяжном вопле об уменьшении числа русских никто не вспоминает о том, что превышение смертности над рождаемостью может, в частности, объясняться как раз тем самым увлечением материальными благами, которые ставятся в заслугу власти. Проще говоря, мы сталкиваемся (прежде всего в крупных городах) с той же тенденцией, что и в Европе: меньше детей, больше свободы для собственных наслаждений. Это, может быть, еще не столь явно, но характеризовать эти процессы именно как вымирание просто нельзя. Более того, в прошлом году продолжилась тенденция к уменьшению смертности и увеличению рождаемости. Другое дело, когда речь идет о смертности алкогольной, которая приводит к чудовищному разрыву между продолжительностью жизни русских мужчин (61,4 года) и русских женщин (73,9 года).

Простая констатация этого факта обычно приводит к обвинениям в «русофобии» или в лучшем случае к обильному цитированию статистики западных стран, свидетельствующей о наличии у них проблемы алкоголизма. Но тогда давайте запишем в «русофобы», скажем, того же губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и всех членов местного законодательного собрания, которые запретили продажу крепких спиртных напитков по выходным, мотивируя свое решение следующим образом: «Уровень смертности в области остается высоким — более 20 тысяч человек в год, и значительную часть этих людей мы теряем из-за злоупотребления ими алкоголем».

Бедный губернатор Морозов даже не подозревает, что в то самое время, как он повторяет зады бесчисленных и бессмысленных советских кампаний по борьбе с алкоголизмом, производители коньяка «Киновский» затеяли рекламную кампанию, которая призывает помочь ветеранам (!) покупкой бутылки их продукции. Мол, часть выручки мы направим нашим спасителям. То есть тем самым ветеранам, которые, отчаявшись на девятом десятке лет дождаться от власти обещанного угла, возвращают ей свои боевые награды или просят приюта у президента Обамы.

Отдаем ли мы себе отчет в стойком абсурде нашего сегодняшнего бытия? Пить надо меньше, кто же с этим спорит. Но это утверждение может стать истиной лишь для тех людей, которые осознают свою ответственность как минимум за собственную судьбу, а еще лучше за судьбу своего общества. Другими словами, для тех русских, которые не ждут от власти нравоучений о том, как ее любить, что думать и как себя вести, и которые не ищут причины собственного неблагополучия в происках мифических «унутренних и унешних врагов», а проще говоря — «нерусских». Беда в том, что до тех пор, пока в нашем общественном сознании будет доминировать противоестественный симбиоз между бездумным обожанием власти и надрывным смирением с вечной неустроенностью своего бытия, таких людей будет меньшинство.

И если когда-нибудь в будущем «восторженно-покорное большинство» государствообразующего народа по какой-либо причине разочаруется в итогах деятельности отошедшего от власти национального лидера, то он тут же перестанет быть русским, а его фамилию переделают, например, на еврейский лад. Как Ленин превратился в Бланка или Ельцин превратился в Эльцина.

Потому что признать возможность существования во власти русских коррупционеров, взяточников, воров, неучей и просто дураков было бы для этого большинства уж совсем невыносимо...