Ураза-байрам в Москве прошел гораздо спокойнее, чем прошлогодний Курбан-байрам. Разумеется, усиленные наряды полиции, три из четырех эскалаторов кольцевой и радиальной станций метро «Проспект мира», работающие только на подъем, и около 70 тысяч человек в соборной мечети нарушили обычную жизнь этой части города. Пешеходы шли по проезжей части, пробки были сильнее обычных. При этом в парке культуры и отдыха «Сокольники», который мэр Собянин впервые распорядился отдать для празднования одного из главных мусульманских праздников, людей собралось намного меньше, чем ожидалось.
Разговоры о том, что москвичи-немусульмане боятся толп москвичей-мусульман, возможно, имеют под собой почву. Но и у мусульман есть основания бояться националистических выходок — они-то ведь тоже собираются на праздник толпами. Но все эти разговоры бессмысленны. Понятно, что в России есть кавказские аулы, где вряд ли можно ожидать появления русскоязычных жителей и носителей православной или иной немусульманской культуры. Есть провинциальные села и деревни, где, напротив, не встретишь мусульман. Но
для подавляющего большинства населенных пунктов и уж точно для всех крупных российских городов «сожительство» представителей разных культур и верований стало неотъемлемой и неотменимой реальностью.
Сейчас бытовое отношение значительной части населения к мусульманским праздникам такое же, как к рок-фестивалю у тех, кто не любит фестивалей и рок-музыки, — мол, пошумят денек и разойдутся. Между тем именно в смене бытового отношения к таким событиям — залог успеха новой России как многоконфессиональной и многонациональной страны, использующей эти свои качества во благо, а не как детонатор розни и распада.
Крупные города, и Москва прежде всего, могут стать модельными в решении проблем реальной интеграции россиян в единый народ. В цену такой интеграции входит понимание того, что Ураза-байрам в Москве такая же нормальная, естественная, постоянная часть столичной жизни, как День города, Хэллоуин, Пасха или Йом-кипур.
В Лондоне только что прошел ежегодный карнавал в Ноттинг-Хилл, выросший из традиций выходцев с Карибских островов, пустивших корни в британской столице. Этот праздник давно уже стал не только праздником мулатов или только темнокожих жителей Лондона — он превратился в одну из визитных карточек всей городской культуры. Да, можно сколько угодно тыкать в недавние лондонские беспорядки (к слову, прекратившиеся очень быстро и для такого масштаба волнений относительно бескровно).
Можно считать виноватой в этих беспорядках известную британскую терпимость. Органичного и однозначно удачного решения межнационального вопроса нигде в мире не найдено.
Но если в Москве будут относиться к религиозным праздникам как к части теперь уже московской, а не только мусульманской, христианской, иудейской, буддистской культуры, это станет верным признаком выздоровления российской нации.
В принципе, российские власти начинают понимать, что строительство культовых сооружений, поздравления представителям конфессий в их праздники — не просто ритуальные политические жесты, а часть нормальной повседневной национальной политики.
В эту политику входит честное расследование преступлений, в которых фигурируют представители разных национальностей, приоритет светских ценностей над любыми религиозными в гражданском праве (то есть, в частности, никаких разрешений на ношение паранджи в офисах — дома на здоровье), пропаганда толерантности и веротерпимости, отсутствие каких-либо экономических или имущественных преференций от государства у представителей одних конфессий перед другими.
А жителям российских мегаполисов надо осознавать, что они живут внутри фрагмента глобалистского мира, где намешано великое множество культур. И стараться усвоить одно главное правило: твои религиозные, бытовые, политические предпочтения не должны ущемлять права тех, кто эти взгляды и обычаи не разделяет.