Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сомнительные жесты

Мысли рядового гражданина заняты не геополитическими страшилками вроде ЕвроПРО, а реальными проблемами

Свою неблестящую предвыборную кампанию власти решили подстегнуть безотказным, как они думают, приемом. Дмитрий Медведев пообещал покарать Запад за сооружение ПРО в Европе. Но пиар-эффект этого жеста может оказаться обратным. Большинству российских избирателей не нужна ни гонка вооружений, ни, тем более, новая «холодная война».

По форме своей обращение президента Медведева к народу было слишком замысловатым, чтобы средний россиянин разобрался в изгибах спора Москвы с НАТО. Едва ли он готов вникать в мудреные перипетии переговоров. И вряд ли оценил всю грандиозность разницы между просто обещанием НАТО, что новая система ПРО не направлена против России, и таким же обещанием, но облеченным в юридическую форму (на чем настаивала, но не смогла настоять Москва).

И еще более сомнительно, чтобы российский избиратель уяснил для себя, что обстановка далеко не так мрачна, как ее изображают, и что в списке перечисленных Медведевым ответных акций меры действительно серьезные, вроде развертывания у границ ракетных комплексов «Искандер» или выхода России из договора об СНВ, отнесены на какое-то неопределенное будущее и обещаны только на случай некоего «неблагоприятного развития ситуации».

По своему содержанию заявление президента достаточно обтекаемо. Но зато тон его безупречно суров. Вот только этот тон избиратель и уловит. Россия, как всегда, в кольце врагов, Америка и ее приспешники строят козни, но власти начеку и вовремя дадут недругам по рукам.

Какой-то другой политический смысл, кроме предвыборного, в этом обращении не просматривается. Именно так оно было истолковано и на Западе, притом единодушно. «По мере приближения выборов российская политика привычно окрашивается в националистические тона» (Le Monde). Медведев «стремится набрать политические очки для себя и своей партии перед выборами в Госдуму» (FOCUS). «В предвыборный сезон в России ведущие политики традиционно усиливают антизападную риторику» (The Wall Street Journal).

Но к этому надо добавить, что предвыборный сезон сейчас не только в России. Он уже и в Америке, где до президентских выборов меньше года. Поэтому отзвуком медведевского демарша стали новые нападки на «слабака» Обаму, который, мол, всячески заискивал перед Москвой и все равно ничего не добился. «Готовы к новой перезагрузке?» — с сарказмом спрашивает постоянный критик демократической администрации США сенатор Маккейн. А самой этой администрации уже ничего не остается, как «проявить твердость» и устами представителя совета национальной безопасности объявить, что планы по созданию системы ПРО в Европе ни в малейшей мере изменены не будут, поскольку она «никоим образом не угрожает стратегической безопасности России» и лишь «является ответом на растущую угрозу со стороны Ирана».

Что касается международного резонанса, то демарш Москвы, подчеркнуто окрашенный даже не столько в антинатовские, сколько в антиамериканские тона, лишь внес вполне предсказуемую лепту в укрепление позиций американских ястребов и дальнейшее ослабление «перезагрузочного» потенциала Барака Обамы, самого уступчивого из всех возможных участников тамошних президентских выборов 2012 года.

В Кремле, конечно, об этом догадывались, но, видимо, сочли, что внутренний предвыборный выигрыш перекроет любой внешнеполитический ущерб. Но расчеты на этот выигрыш могут и не оправдаться. Достаточно посмотреть, в каком направлении «развивает и углубляет» выступление Медведева тот контингент пропагандистов, которым располагает Кремль.

Андрей Перла, политтехнолог: «…Нет, это не про выборы… На повестке дня реальной политики конец «перезагрузки» и новая «холодная война». Пока холодная…» Это, так сказать, голос умеренного крыла. А крыло неумеренное намеков и полутонов не практикует и старается быть предельно зловещим. Максим Шевченко, телеагитатор: «…Заявление Дмитрия Медведева по ПРО — вот раскаты приближающегося грома Третьей мировой войны!... Наконец-то сказано ясно и твердо, что надо вооружаться… Сомнений у Дмитрия Медведева, до той поры верившего в «перезагрузку» и прочую американскую белиберду, не должно было остаться — он имеет дело с жестоким, циничным, беспощадным зверем… Будем надеяться, что Россия установит нормальные военные союзнические отношения с Китаем и Ираном…»

Теперь осталось выяснить, какое впечатление такие декламации произведут на среднего избирателя. Воодушевят ли его «раскаты грома Третьей мировой войны»? Так ли он хочет пожертвовать собой, защищая право Ирана на атомную бомбу? А вдруг все это не воодушевит его, а, наоборот, испугает?

В обыденной жизни мысли рядового гражданина заняты вовсе не геополитическими страшилками, а реальными его проблемами. И отзвуки этих проблем все чаще слышатся сейчас даже на отрежиссированных собеседованиях вождей с общественностью. Так, на встрече с журналистами северо-запада президента Медведева спросили, что ждет предполагавшееся доселе смягчение визового режима с ЕС после его грозного заявления.

И президент решил, в сущности, отыграть назад: «Знаете, я считаю, что при наличии доброй воли обо всем можно договориться… Все-таки наши отношения с Евросоюзом очень многоплановые, многоаспектные, они не сводятся к обсуждению темы с ЕвроПРО…»

Власти и сами отчасти понимают, что в глазах жителей граничащих с ЕС областей размещение у них «Искандеров», сопряженное с потерей надежд без проблем ездить в Европу, будет выглядеть как очень неудачный обмен.

Но сомнительные мифы о том, что выгодно, а что невыгодно говорить перед выборами, а также и синдром осажденной крепости, которым страдают они сами, — все это заставляет их делать все новые и новые грозные жесты. Жесты, вредные на международной арене и по меньшей мере сомнительные в качестве предвыборной агитации дома.