От редакции

Антикоррупционная кампания помимо создания контролирующих органов потребует громких наказаний
Антикоррупционная кампания помимо создания контролирующих органов потребует громких наказаний
Thinkstock/Fotobank.ru

Важная уборка

Межведомственная группа — даже с большими полномочиями — не лучший инструмент антикоррупционной борьбы

«Газета.Ru»

В нынешней кампании по борьбе с коррупцией нужны быстрые результаты, иначе скептически настроенные граждане убедятся, что их обманывают. Одновременно, выбирая коррупционеров в жертву, важно не нарушить стабильность вертикали.

Отданное президентом Медведевым поручение создать межведомственную рабочую группу по пресечению незаконных финансовых операций, судя по всему, означает, что тема борьбы с коррупцией будет активно эксплуатироваться властью в оставшееся до выборов 4 марта время. Другой вопрос: что нужно сделать, чтобы это заметил избиратель?

Демонстративные антикоррупционные усилия последних месяцев, например разгон, который Путин устроил энергетикам в декабре, или требование к госкомпаниям немедленно раскрыть бенефициаров своих контрагентов, конечно, выгодно отличаются от общих деклараций на эту тему, которыми ранее предпочитало отделываться руководство страны, хотя бы потому, что напоминают практические действия. То, что это делается в предвыборной ситуации, очевидно. Но почему бы не признать, что пусть из испуга, но власть наконец взялась за это дело и это хорошо?

Мешают некоторые обстоятельства. Так, требования к госкомпаниям, которые, как писала пресса, были сформулированы Игорем Сечиным, не распространяются на близкую ему компанию «Роснефть». То есть

признаки избирательности в этой кампании уже налицо. Созданная же межведомственная «группа Зубкова» — еще одна комиссия, которой на бумаге вроде бы придаются большие полномочия, но которая будет состоять из представителей тех же ведомств, что прекрасно себя чувствовали в рамках внезапно ставшей мишенью коррупционной системы. Превратить ее в инструмент зачистки будет нелегко.

Поэтому убедить общество в том, что намерения властей серьезны, сами по себе такие шаги не способны. Нужны будут показательные процессы, конфискации и посадки. Но и это непросто организовать. Нечто подобное операции «Чистые руки» в России не может иметь всеобщего характера без демонтажа существующих административных и экономических порядков.

А выбирать отдельных жертв надо будет особо тщательно: с одной стороны, они должны быть убедительны для масс, с другой — не должны чересчур сильно подрывать равновесие между группами интересов, то есть ту самую стабильность, ради сохранения которой, собственно, Путин и идет в президенты.

И здесь, конечно, развернется нешуточная аппаратная борьба (как она ведется — мы можем видеть, если проследим историю противостояния Генпрокуратуры и Следственного комитета). Она способна поссорить немало влиятельных групп интересов, которые сейчас выступают за третий срок для Путина.

История практически всех антикоррупционных дел показывает, что без острой политической необходимости или прямого заказа влиятельных конкурентов их фигуранты отделываются незначительным уроном. Например, только что Алексей Навальный опубликовал свежую информацию о скандале со взятками, которые давал отечественным чиновникам и силовикам концерн «Даймлер»: оказывается, по этому поводу все-таки завели уголовные дела. Однако ведутся они скрытно, и тому уже два года. А результата нет.

Сейчас ситуация иная.

Нужны быстрые результаты, иначе публика, изначально крайне скептически настроенная к этим потугам, окончательно убедится, что ее обманывают. Но на повышенных скоростях межведомственные рабочие группы действовать не умеют — их функционирование предполагает слишком много бюрократических согласований.

Так что, вероятно, группа Зубкова просто вынет те чемоданы компромата, которые в большом количестве накопились у элиты друг на друга. Ну и, по возможности, на врага. А какие именно — будет решать, скорее всего, сам Путин.