Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Совсем ручная экономика

Власти сделали традицией возмещение за народный счет ущерба, нанесенного их собственными действиями

Высочайшее покровительство жертвам «народного IPO» словно специально выставило на общее обозрение ручное управление, которое Владимир Путин обещает упразднить, став президентом.

Если просто хотелось напомнить, как у нас делаются дела, если было желание показать публике весь тот комплект управленческих приемов, из-за которых российский экономический климат считается одним из худших в мире, то история с обратным выкупом акций ВТБ имела бы хоть какой-то рациональный смысл.

Потому что в качестве предвыборного мероприятия она выглядит нелепо.

Понятно, что те сто тысяч бывших участников «народного IPO», которым вернут деньги, потраченные ими в 2007-м на акции ВТБ (но на сумму не больше 500 тыс. руб.), будут рады. Но это совершенно не то количество голосов, которое решает исход выборов.

Если требовался действительно могучий предвыборный жест, то надо было, следуя точно той же логике, приказать Сбербанку выплатить десяткам миллионов своих вкладчиков компенсацию их потерь из-за того, что в эти же годы проценты по вкладам были ниже инфляции. Правда, на это понадобились бы не 16 миллиардов рублей, а многие сотни миллиардов. Но это было бы, выражаясь словами Путина, «морально выверенное решение» особо крупных, поистине государственных масштабов. Избиратель бы оценил. А так демонстрация щедрости произведена на слишком узком участке. Но мораль из этого «морального решения» извлечь можно.

Во-первых, напоказ выставлено все лицемерие ручного управления экономикой, когда объекты этого управления не только выполняют приказы сверху, но еще и принуждаются уверять, будто это их самочинные действия.

«Хочу сразу сказать, что банк ВТБ принял это решение без всякого давления… Мы не заставляли банк это делать… Это самостоятельное решение менеджмента и руководства банка…»Владимир Путин публично объявил это всего через неделю после того, как не менее публично и даже не без военной четкости предписал главе ВТБ выкупить акции у миноритариев: «Андрей Леонидович, сколько примерно это потребует денег? Поработайте, пожалуйста, с коллегами, доложите».

Коммерческие структуры управляются вручную и вдобавок обязаны это скрывать, разыгрывая из себя нормальных субъектов рынка.

Вызывают ли они доверие у нормальных субъектов рынка, которые не смотрят на Кремль глазами искательных подчиненных? Выглядят ли компетентными и предсказуемыми? То, что котировки акций ВТБ сейчас вдвое ниже, чем пять лет назад, как раз и является исчерпывающим ответом на эти вопросы.

Сначала ручное управление подрывает доверие к управляемым бизнес-структурам и оставляет на бобах тех, кто, поддавшись шумихе, поднятой самими же властями, купили когда-то акции этих структур. Потом власти принимаются «исправлять» эту несправедливость, возникшую в результате их собственных действий, но применяют для этого тот же самый инструментарий и тот же импровизационный подход.

Сразу же оказывается, что справедливость по отношению к одним акционерам оборачивается несправедливостью по отношению к другим, к тем, которые приобрели акции ВТБ не в рамках «народного IPO» или даже приобрели в его рамках, но с убытком избавились от этих акций раньше, чем пробил час щедрости. Ни на тех ни на других выкуп акций по твердым ценам 2007 года не распространяется. Граница проведена субъективно и при персонально-административном управлении бизнесом не может быть проведена иначе.

В любом случае частные акционеры ОАО ВТБ оказываются в материальном и моральном проигрыше: деньги банка, которые принадлежат в том числе и им, расходуются фактически на крупномасштабную благотворительную акцию, о которой с ними никто даже не посоветовался.

Само юридическое оформление этой процедуры сразу же вызвало много вопросов. Хотя и понятно, что схему так или иначе проработают и отшлифуют, а российское законодательство, как всегда, приспособится к высочайшей воле.

Но само демонстративное попрание духа свободного рынка, само напоминание о том, что у нас законы служат властям, а не наоборот, — это сигнал любому частному инвестору, что в такой игре ему делать нечего.

И еще об источнике денег, направляемых на байбэк. Как утешительно подчеркивается, государственная казна к этому касательства иметь не будет и «выкуп будет осуществляться за счет собственных средств группы ВТБ». Но группа ВТБ — это не только частные акционеры, у которых, как уже сказано, деньги просто изымут без спроса. Главный собственник ВТБ — государство, т. е. теоретически через его посредничество все граждане России. «Средства группы ВТБ» поэтому принадлежат народу и должны (теоретически, разумеется) когда-нибудь вернуться в государственную казну. Ведь чем больше этих средств, тем больше денег будет выручено при намечаемой приватизации ВТБ. А эта будущая выручка (опять приходится повторить: теоретически) подлежит передаче в государственный бюджет и расходованию на народные нужды. Растрата части этих средств на компенсации сообществу обиженных игроков на рынке акций — очередное проявление того, что власти сделали традицией: возмещение за народный счет ущерба, нанесенного их собственными действиями.

То, что кандидат в президенты Владимир Путин именно сейчас решил поступить именно так, а не иначе, да еще и представляет это в качестве акта великодушия, досрочно раскрывает степень серьезности собственных его обещаний радикально оздоровить рыночный климат и вообще начать играть по новым правилам.

Возможно, он и не против новых правил, но при условии, что ручное управление экономикой останется выше любых правил, выше любой рыночной целесообразности и любой коммерческой логики. Привыкнув иметь дело только с ручными экономическими структурами, можно даже и сегодня еще питать иллюзию, будто такая ручная экономика способна долго существовать. Жаль только, что за эту персональную иллюзию, как и за высокоморальный выкуп акций ВТБ, расплачивается народ.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp