Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Государственные растраты

Желание властей пополнить казну, выжимая деньги из экономики и граждан, приведут к всплеску протестов и хозяйственному застою

Система безответственного расточительства народных средств могла процветать лишь в годы гражданской апатии. К сегодняшним условиям она больше не подходит. Ее ждет демонтаж, понравится это Кремлю или нет.

Власти авральным порядком ищут деньги на покрытие растущих госрасходов. Часть предполагаемых мероприятий широко рекламируется, поскольку их продвигают под флагом справедливости, например налог на роскошь или взимание с капиталистов выкупа за приватизированные в позапрошлом десятилетии активы.

Но основной массив возможных нововведений, так называемый налоговый маневр, обсуждается за закрытыми дверями и совершенно не афишируется, поскольку заведомо не может быть популярным. Это, как предполагают, увеличение НДС на 2–4 процентных пункта, рост акцизов на алкоголь и табак, увеличение налогов на имущество и, разумеется, обратный подъем пониженных было страховых платежей.

Стоит ли за этими денежными изысканиями реальная проблема? Да, стоит.

Зависимость российских финансов от колебаний нефтяной конъюнктуры сейчас велика, как никогда раньше.

В 2005–2007 годах ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составлял около 3% ВВП. Начиная с 2008-го он круто пошел в рост и в 2011-м оставался на уровне 10% ВВП (данные Центра развития при Высшей школе экономики).

Причина этого в неуклонном и стремительном росте государственных расходов. Официально утвержденные контрольные бюджетные цифры на ближайшие три года говорят, что этот рост предполагается подхлестывать и дальше. Суммарные расходы всех уровней (федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов) намечается увеличить в 2014-м по сравнению с 2011-м на 32,5% в текущих ценах.

Только в нынешнем 2012 году одни только федеральные траты решено поднять на 13,8%. Это явно выше планируемого уровня инфляции, умноженного на предполагаемый в этом году экономический рост. А многочисленные предвыборные обещания, данные Путиным, которые весят, по разным прикидкам, до 3% ВВП, сюда еще и не включены.

Так что если держаться всех расходных планов властей, то деньги действительно нужны срочно и в чрезвычайно больших количествах – хотя бы пару добавочных триллионов в год. Значит, пора искать источники, из которых их можно выжать.

Налог на роскошь серьезных доходов не обещает, хотя удовлетворяет чувство справедливости рядовых граждан и имеет аналоги в мировой практике. Впрочем, у нас эта мера не сработает.

Дело не только в том, что высшие российские должностные лица хоть и окружены роскошью, которая не снится их коллегам из богатых стран, но все это предоставляется им за государственный счет и никаким налогом обложено не будет. Однако подобные же привилегии присвоили себе и все прочие уровни властной вертикали, сросшиеся с деловыми кругами. Богачи, они же люди власти или персоны, близкие к этой власти, найдут тысячи способов так оформить роскошь своего быта, чтобы особо раскошеливаться за нее не пришлось.

Что же до одноразового налога в компенсацию за дешевизну приватизации 90-х годов, то ничего нового он в себе не несет. Большой бизнес по приказам сверху постоянно платит неформальные «одноразовые налоги», финансируя всевозможные начинания властей, например сочинскую Олимпиаду.

Юридическое оформление очередного такого побора в качестве штрафа за былую приватизацию только напомнит всем потенциальным инвесторам, что с их стороны было бы глупостью вкладываться в какие-либо новые приватизационные начинания в России.

В целом же результат применения всех поспешно перебираемых популистских мер будет в лучшем случае скромным, а в худшем – скандальным.

Что же до мер непопулярных, то серьезную материальную отдачу обещает только крупное повышение НДС и/или страховых сборов. И то и другое – действительно важнейшие источники госдоходов, приносящие в бюджетную систему по нескольку триллионов рублей каждый.

Но только что проделанный и временно отыгранный обратно эксперимент с поднятием ставок страховых сборов показал, что дополнительных денег это принесло меньше, чем ждали, а протестов, выражаемых в том числе и переводом доходов в тень, заметно больше.

Укрыться от обложения налогом на добавленную стоимость будет труднее, зато еще очевиднее ущерб для экономического роста, особенно в продвинутых секторах, а также и высокий уровень протестов, если НДС действительно будет увеличен.

Остается еще увеличение поборов, взимаемых непосредственно с граждан – со среднего класса (налоги на имущество) и со всех подряд (акцизы на курево и спиртное). Тут надо сразу отметить, что радикального разрешения бюджетного кризиса это не принесет. Даже при крупном масштабе мероприятий речь идет не о добавочных триллионах, а только о сотнях миллиардов рублей. Но рост этих налогов и акцизов предрешен. Предрешен и неблагоприятный для властей политический резонанс.

Когда увеличиваются корпоративные налоги, большинство граждан сохраняют иллюзию, будто по их материальным интересам это не бьет. А когда начальство начинает шарить уже прямо в личном кармане, то рядовой человек реально осознает себя налогоплательщиком и начинает требовать, чтобы эти деньги взимались в размерах, на которые он согласен, и расходовались на цели, которые он одобряет. Система, сложившаяся в нулевые годы, ни того, ни другого не предполагает.

Власть привыкла делить народные деньги по собственному разумению и расставлять расходные приоритеты, сообразуясь с лоббистско-клановыми раскладами и собственной все возрастающей экономической некомпетентностью.

В федеральном бюджете нынешнего года расходы на национальную безопасность увеличиваются на 46,3%, на оборону – на 21,8%, а, скажем, на образование – на 9,3% в текущих ценах, то есть практически остаются прежними. Рядовой гражданин слишком долго не обращал внимания на такие казусы, но сейчас он близок к тому, чтобы их увидеть и понять, что государственные траты не должны больше быть государственными растратами.

Как только эти государственные траты перестанут быть предметом подковерной дележки и станут темой публичной политики, то сразу выяснится, что одно только урезание нереальных, не первостепенных по важности и бездарно администрируемых статей позволит не только свести расходы с доходами — станет возможно всерьез увеличить первоочередные и общественно необходимые траты на строительство дорог, медицину, образование. И это даже без установления правопорядка в экономике, без передачи доходных источников в регионы и муниципалитеты, без реконструкции пенсионной системы и других преобразований, которые сами по себе абсолютно необходимы и неотложны.

Именно такие требования снизу, все более твердые и решительные, станут ответом на любые попытки продолжать оторвавшуюся от действительности и неподконтрольную обществу растратную политику. Какое-то время власти еще могут ее продолжать, но выиграть этот спор им не по силам.

Новости и материалы
Россиянам назвали площадь квартир в новостройках в 2024 году
Россияне расхотели быть дольщиками
Стало известно, сколько российских фрилансеров находятся за рубежом
Россияне разлюбили небольшие займы
МО назвало количество уничтоженных снарядов РСЗО и БПЛА в Белгородской области за ночь
Американское СМИ заявило, что США не участвовали в атаке Израиля на Иран
В США охарактеризовали удар Израиля по Ирану
В Иране заявили, что ракетных ударов по территории страны не зафиксировано
В Ставропольском крае упал самолет
США не поддержали Израиль в его атаке по Ирану
В Минобороны РФ оценили ход боевых действий на Херсонском направлении
Украина бережет лучшую технику для контрнаступления
Российские военные уничтожили воздушную цель над Черным морем вдали от Севастополя
В Запорожской области рассказали о судьбе обещанных Киеву ЗРК Patriot
Стало известно, что Израиль заранее уведомил США об ударе по Ирану
Треть россиян не делают ничего, чтобы защитить свое жилье от пожаров
Запорожская АЭС объявила о ядерной угрозе
В нескольких провинциях Ирана сработали системы ПВО
Все новости