Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Острая харизматическая недостаточность

Как отличалось голосование за партии и их лидеров в декабре 2011 года и марте 2012-го

Сравнение результатов декабрьских парламентских выборов с президентскими в марте показывает, что у протестного электората нет устойчивых симпатий к конкретным партиям, у самих партий явный кризис лидерства, а избирателям в целом явно не хватает новых политических фигур.

Отход от предвыборной лихорадки и нервозности и получение полных и окончательных данных прошедших в стране президентских выборов дает возможности для более полного анализа перемен электоральной карты страны. Приходит время сравнений.

При всей искусственности выстроенной в стране к 2011—2012 партийной системы голосование даже за разрешенные партии и допущенных на выборы кандидатов при всех имеющихся электоральных девиациях, несомненно, отражало происходящие в настроениях избирателей перемены. Избиратели учились влиять на систему даже по ею же установленным не самым справедливым правилам.

Детально увидеть механику перемен и их причины поможет сравнение результатов голосования за основные партии в декабре 2011 года и их кандидатов на мартовских президентских выборах 2012 года в региональном разрезе. Для сравнения используется «коэффициент изменения» в виде соотношения результата кандидата партии на президентских выборах по отношению к результату самой партии на выборах Госдумы. Подобный метод позволяет оценить, в каких регионах масштаб изменения поддержки в относительном выражении был наиболее существенным.

Зюганов и КПРФ

Самым стабильным по сравнению с результатом голосования за партию оказалось голосование в марте за лидера КПРФ Геннадия Зюганова: его относительный результат уменьшился всего на 2,01%.

Однако структура регионального голосования имеет определенные различия: КПРФ является одним из индикаторов современных электоральных расколов, тогда как Зюганов отчасти символизирует собой память о совсем другой эпохе — «красном поясе» 1990-х.

Одним из самых существенных электоральных изменений в России в последние годы было увеличение поддержки КПРФ в крупных городах на фоне ее существенного снижения на региональной периферии в пользу «партии власти». Причем крупные города стали зоной повышенных результатов не только КПРФ, но и всех иных оппозиционных партий, как формально левых, так и формально правых.

Современные выборные расколы в основном происходят не в «классическом» право-левом противостоянии, а скорее по отношению к существующему в стране политическому и экономическому режиму. Более верным является разделение партий на реформаторские (умеренная оппозиция власти), революционные (радикальная оппозиция) и традиционалистские, или консервативно-реакционные (поддержка власти, «партия власти»). В определенном смысле можно говорить о естественном нонконформизме городов и определенном конформизме периферии. В крупных городах, в том числе региональных центрах, намного менее вероятна ситуация чьего-то властного доминирования. И, наоборот, чем выше коллективистские и патриархальные начала, тем сильнее поддержка власти.

Однако на фоне данной тенденции «формального полевения городов» прошлые выборы 2007—2008 годов показали, что голосование лично за Зюганова было ближе к «традиционной» электоральной географии КПРФ 1990-х, чем собственно за КПРФ на выборах Гоcдумы. Наибольший коэффициент изменения поддержки Зюганова в 2008-м по отношению к КПРФ-2007 был отмечен в аграрных и/или наиболее депрессивных регионах, ранее относившихся к «красному поясу». Выборы 4 марта 2012 вновь, но в немного более сглаженном варианте показали ту же закономерность. Общероссийский коэффициент соотношения голосования за Зюганова и КПРФ составил на минувших выборах 0,895. При этом существенно выше среднего он был в регионах «электоральной аномалии» — ряде национальных регионов (Ингушетия, Мордовия, Тува, Адыгея, Чукотка — здесь процент поддержки Зюганова по отношению к КПРФ превысил не просто средний коэффициент, а единицу). Несомненно, это лишний раз подчеркивает девиантность голосования в Госдуму, когда имели место и манипуляции, и стремление властей ряда регионов провести максимальное число депутатов в Госдуму по списку ЕР. В этом смысле имеет место не рост голосования за Зюганова на фоне КПРФ, а снижение уровня фальсификаций и иных манипуляций. Однако даже с учетом относительного роста числа голосов, поданных за Зюганова, по сравнению с КПРФ уровень голосования за него в этих регионах остался существенно ниже среднероссийского. А в таких регионах, как Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кемеровская область, судя по всему, даже относительного снижения объема манипуляций фактически не произошло.

При этом вырос процент поддержки Зюганова по сравнению с КПРФ в таких регионах, как аграрные Белгородская, Владимирская, Воронежская, Астраханская, Тамбовская, Ульяновская области, а также в Марий-Эл, Тульской, Челябинской, Саратовской областях. Зюганов получил меньший процент, чем КПРФ, но коэффициент изменения поддержки превысил среднероссийский в Орловской, Костромской, Омской, Оренбургской, Смоленской, Липецкой, Курской, Калужской, Вологодской, Пензенской областях. То есть,

как и в 2008 году, аграрная периферия лучше восприняла Зюганова, чем большинство крупных городов и индустриальных центров, а также большинство регионов российского севера.

Коэффициент соотношения поддержки Зюганова и КПРФ хуже для кандидата коммунистов в Санкт-Петербурге, Архангельской, Иркутской, Калининградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Томской областях, Приморском, Пермском, Хабаровском краях и т. д. Причем в некоторых из названных регионов можно отметить даже ухудшение соотношений коэффициентов поддержки по сравнению с 2008 годом, что, вероятно, связано с тем, что сильная в этих регионах «Справедливая Россия» в 2008-м не выдвигала кандидата в президенты и часть ее протестного электората ушла тогда к Зюганову.

В целом соотношение Зюганов/КПРФ похоже на 2008 год, сглаживает его только ситуация в Москве. Здесь проценты КПРФ и Зюганова почти равны, что означает превышение среднероссийского коэффициента. Вероятно, это следствие нескольких эффектов. Первый связан с тем, что благодаря протестной активности и усилению общественного контроля именно в Москве намного лучше стала ситуация с электоральным контролем, что повлияло на результаты всех альтернативных «главному» кандидатов. Второй эффект связан со «ставкой на лидера» в Москве.

Важно понимать также, что Зюганов фактически был единственным кандидатом в президенты, который вел в регионах относительно широкую избирательную кампанию (хотя ее интенсивность, несомненно, уступала активности осенней кампании КПРФ). Соответственно, даже при тех или иных претензиях к качеству этой кампании у значительной части оппозиционно настроенного электората фактически не было выбора:

многие голосовали за Зюганова просто потому, что он представлялся им наиболее сильным кандидатом из оппонентов Путина, допущенных к выборам.

И часть поданных за него голосов — выражение протеста.

Миронов и «Справедливая Россия»

При существенном падении процента голосования за Сергея Миронова на фоне результатов «Справедливой России» региональная картина для лидера «эсеров» тоже неоднородна и подчеркивает решающую роль в результатах партии региональных харизматиков. При среднероссийском коэффициенте изменения поддержки в 0,29 (это доля голосов за «эсеров» в декабре, которую получил Миронов) в двух регионах — Кабардино-Балкарии и Дагестане — отмечен даже прирост. Этот тот феномен, о котором выше шла речь в случае с Зюгановым: снижение объема искажений в регионах, где на этот раз не было борьбы за депутатские мандаты для региональных групп внутри партсписка. Те же причины объясняют превышение среднероссийского коэффициента соотношения голосов за «Справедливую Россию» и Миронова в таких регионах, как Татарстан, Ингушетия, Мордовия, Калмыкия и некоторых других. При этом общий процент голосования за Миронова в этих регионах остался ниже его абсолютного результата по стране. В целом

у Миронова отмечается интересный феномен: коэффициент поддержки лучше среднего по отношению к партии получился в наиболее провальных по итогам декабря-2011 регионах, которые для партии базовыми не были и не будут. И в любом случае речь идет о незначительных абсолютных цифрах.

А вот из регионов для «Справедливой России» электорально значимых ситуация немногим лучше среднего для Миронова только в Челябинской, Владимирской областях, Хабаровском крае и Москве. Едва превышен средний коэффициент в Омске, который Миронов в ходе кампании лично посетил. Однако в Свердловской, Ярославской областях, Чувашии личные визиты Миронова не помогли. Хуже среднего коэффициент соотношения голосования за Миронова по отношению к «эсерам» в целом даже в его родном Санкт-Петербурге.

Жириновский и ЛДПР

Ситуация для Жириновского похожа на ситуацию у Миронова: лучшее соотношение голосования марта к декабрю в изначально слабых для партии регионах. При этом

в базовых для ЛДПР регионах ситуация хуже, чем средняя по стране. Общероссийский коэффициент изменения поддержки у него составил 0,53. Только в отличие от «Справедливой России» электоральная база ЛДПР — это территория «некоммунистического протестного голосования», то есть часть Сибири, Дальний Восток, Урал, Крайний Север.

И здесь сыграл свою роль фактор как отсутствия личных поездок Жириновского по регионам в ходе кампании (если не считать краткого выезда в Тверь), так и крайне неудачное публичное выступление про уральцев: «Более тупого населения, чем на Урале, нет. И там родился Ельцин». Многими это показалось сознательным шагом для уменьшения рейтинга в регионе, где он традиционно популярен. Итог — особенно резкое падение результатов в Пермском крае, Свердловской, Челябинской областях, соседнем с ними Ханты-Мансийском округе. Из базовых для партии регионов-лидеров по проценту за ЛДПР лучше других смотрелись только Камчатский край, Калининградская, Смоленская, Сахалинская, Владимирская и Курская области. Неплохим на среднем фоне было соотношение результатов в Тверской, Новгородской областях, Коми.

Путин и «Единая Россия»

Исходя из описанного выше, понятно, откуда в региональном разрезе был получен основной массив прироста голосов за Владимира Путина (коэффициент изменения 1,29) по сравнению с голосованием за «Единую Россию»: в первую очередь речь о регионах, наиболее электорально успешных для «Справедливой России» и ЛДПР. И это не удивительно, так как в регионах, изначально базовых для «Единой России» в декабре 2011 года, существенного прироста получить было уже невозможно, так как в них массив возможных голосов уже в декабре был выбран почти полностью.

Важно отметить еще два момента. Первый — отсутствие фактора участия «региональных харизматиков», который работал в декабре 2011 года на «Справедливую Россию», связано не только с тем, что они на этот раз не были заинтересованы лично в процессе мобилизации. Но и с тем, что они не были заинтересованы лично в процессе организации электорального контроля, что облегчало в этих регионах и любые манипуляции. Исключением стала Москва, где работал новый, но еще более мощный фактор общественного подъема в «борьбе за честные выборы».

Второй — это фактор совмещенных выборов. Значительная часть проблемных для «Единой России» регионов в декабре 2011 года — это территории, где одновременно с Государственной думой избирались региональные парламенты. Именно принятый по инициативе «Единой России» в марте 2011 года закон привел к тому, что вместо ожидавшихся 11 региональных выборов на декабрь были перенесены выборы еще в 16 регионах, итого в 27 регионах проходили совмещенные выборы. Это яркий пример электорального манипулирования: власть стремилась пойти на изменение четко устанавливающего сроки выборов законодательства ради того, чтобы изменить дату выборов с целью создать максимально комфортные условия для проведения избирательной кампании «партии власти». Недовольство жителей конкретных регионов попытались скрыть за счет смешения федеральных и региональных выборов в надежде, что часть избирателей, отслеживающая лишь кампанию более высокого уровня, по обоим бюллетеням проголосует идентично. Фактически они стремились «подложить региональные выборы под каток федеральных». В итоге, как и предупреждали некоторые эксперты, вышло наоборот. Усилились стимулы для мобилизации электората новыми участниками (кандидатами на региональных выборах), как и количество игроков, лично заинтересованных в электоральном контроле. В сочетании с первым фактором борьбы за места внутри списков в Госдуму между региональными группами это привело к тому, что по таким регионам, как Московская, Свердловская, Вологодская области или Пермский край, итоги голосования были откровенно удручающими. Но 4 марта 2012 года в результате не было ни одних полномасштабных региональных выборов, совмещены оказались лишь отдельные местные выборы (наиболее массовые в Москве, что дополнительно усилило феномен повышенного интереса к «борьбе за честные выборы»).

Данные выше выводы будут еще более наглядными, если сопоставить приобретения и потери иных партий и кандидатов между президентскими и парламентскими выборами в регионах с максимальным приростом голосования за Путина (где этот прирост был более 20%). Хорошо видно, что почти половина этих регионов — те, где одновременно проходили региональные выборы (они выделены курсивом).

Символично, что самый большой прирост голосов за Путина показала Свердловская область, где сошлись отсутствие борьбы внутри партсписков за места в Госдуму, проведение в декабре 2011 выборов заксобрания области и неудачное выступление Жириновского про «тупых уральцев».

Регионы с максимальным приростом голосов за Путина по сравнению с «Единой Россией»: сопоставление по остальным кандидатам и партиям (курсивом выделены регионы, где проходили местные выборы)
РегионРазница «Единая Россия» — В. ПутинРазница КПРФ —Г. ЗюгановРазница ЛДПР — В. ЖириновскийРазница «Справедливая Россия» — С. Миронов
Свердловская область31,79%-4,68%-10,81%-19,22%
Ленинградская область28,87%-3,21%-8,21%-19,44%
Мурманская область28,03%-5,76%-10,02%-14,61% 
Волгоградская область27,93%-3,91%-6,43%-15,32% 
Пермский край26,66%-5,24%-13,29%-12,01% 
Архангельская область26,07%-4,29%-9,26%-16,33% 
Вологодская область26,04%-1,43%-7,30%-20,53% 
Ярославская область25,49%-4,10%-7,76%-16,49% 
Ханты-Мансийский АО - Югра25,40%-2,30%-14,42%-10,55% 
Московская область24,02%-6,18%-7,68%-11,64% 
Красноярский край23,46%-5,53%-8,38%-12,32% 
Санкт-Петербург23,40%-2,27%-5,65%-17,05% 
Новгородская область23,33%-1,81%-4,07%-20,93% 
Карелия23,12%-2,79%-9,35%-14,48% 
Псковская область23,04%-4,49%-7,22%-11,84% 
Кировская область23,03%-4,14%-8,80%-14,57% 
Новосибирская область22,50%-7,97%-8%-9,66% 
Забайкальский край22,41%-4,27%-9,23%-11,09% 
Костромская область22,04%-2,83%-7,90%-13,96% 
Оренбургская область21,78%-1,26%-9,57%-12,74% 
Ивановская область21,73%-4,25%-7,53%-11,16% 
Ненецкий АО21,01%-7,53%-8,49%-9,68% 
Липецкая область20,91%-1,76%-7,27%-12,78% 
Удмуртская Республика20,66%-4,73%-10,32%-7,76% 
Иркутская область20,52%-5,22%-9,10%-9,52% 
Смоленская область20,46%-1,17%-6,81%-14,26% 
Алтайский край20,18%-2,45%-8,24%-12,20% 
Саха (Якутия)20,30%-2%-4,10%-17,41% 

Голосование за Прохорова и партийная электоральная география

Завершая обзор, необходимо отметить, как в этот расклад вписался Михаил Прохоров, который был на президентских выборах не просто независимым кандидатом, но и абсолютным новичком. Поэтому сравнить его результаты с какой-либо партией можно лишь относительно.

Главная закономерность — связь голосования за не представленное в бюллетене 4 марта 2012 «Яблоко» с голосованием за Прохорова. О существенных корреляциях географии голосования говорит то обстоятельство, что

из 20 регионов с наибольшим уровнем голосования за Прохорова 15 входили в группу регионов с наибольшим голосованием за «Яблоко» в декабре 2011 года.

Было бы интересно ознакомиться с соответствующими социологическими исследованиями, которые, как представляется, скорее всего, подтвердили бы эти выводы.

Если брать первые пять регионов-лидеров по максимальному уровню голосования за Прохорова, то из них 4 входили в лидирующую пятерку регионов при голосовании за «Яблоко» (и только 7-я в рейтинге голосования за Прохорова Московская область при голосовании за «Яблоко» оказалась 4-й, вместо нее в пятерку лидеров за Прохорова вошел Томск). Наиболее сильным оказалось отличие голосований за Прохорова и «Яблоко» в Псковской области: в декабре регион занял 6-е место при голосовании за «Яблоко», а у Прохорова был только 36-м. Видимо, это результат того, что в декабре результат «Яблока» в Пскове во многом был обеспечен региональными выборами, на которых региональный лидер партии Лев Шлосберг объединил вокруг себя довольно активную группу местных лидеров, и поддерживавшие их тогда сети и дали высокий процент, позволивший Шлосбергу стать депутатом областного собрания. То есть это были не столько идеологически «яблочные», сколько поддерживавшие конкретных местных политиков голоса.

Кроме Псковской области из лидирующей «двадцатки» у Прохорова по сравнению с «Яблоком» выпали Калужская, Тверская, Самарская области и Камчатский край. Их заместили Ненецкий АО, Вологодская, Кировская, Сахалинская и Магаданская области (т. е. из 5 регионов два имеют нефтегазовую специализацию, а один возглавляется бывшим лидером СПС).

Однако одних голосов «Яблока» явно бы не хватило до 7,98%, и это означает, что Прохоров получил голоса, отданные ранее и за другие партии.

Если сопоставить, к примеру, изменения процентов кандидатов к результатам их партий по Москве, где 4 марта был организован наиболее качественный контроль, то прироста процента за Путина в Москве почти нет. При этом у Прохорова в Москве 20,45% , а «Яблоко» получило в городе, по официальным данным, 8,55%. Этот означает, что, скорее всего, именно Прохорову пошла разница в 7% за Миронова и в 3% за Жириновского

(вряд ли кто-то станет утверждать, что в декабре 2011-го в Москве могла быть массовая фальсификация за ЛДПР или «Справедливую Россию»). Или, к примеру, в Калининградской области у Прохорова официально 13,56% при лишь 5,5% у «Яблока» в декабре. Еще 15,48% прибавил в области Путин, это означает, что к Путину и Прохорову в области должны были частично уйти голоса не только «эсеров» и ЛДПР, но и КПРФ, а также «малых партий».

В таких электоральных перетеканиях нет ничего удивительного, учитывая, что протестное голосование за конкретные партии и кандидатов в России зачастую имеет вынужденный характер и новый кандидат именно за счет новизны и усталости от прежних лидеров при условии проведения качественной кампании может получить существенный электоральный бонус.

Кризис лидерства на фоне протестных настроений

О чем говорит данная электоральная картина в региональном разрезе?

Во-первых, она подчеркивает, что у всех партий налицо очевидный кризис лидерства в сочетании с мощным общественным запросом на новые политические фигуры.

Такие партии, как КПРФ и «Справедливая Россия», пользуются гораздо большей электоральной симпатией во многих регионах, чем возглавляющие их лидеры. Даже КПРФ получает значительную поддержку не по идеологическим, а политико-конъюнктурным причинам, связанным с общим выражением протеста, и уже лично за Зюганова значительная часть городских избирателей голосует с меньшим энтузиазмом.

Новый кандидат даже без опоры на развитую сеть активистов в регионах только за счет эффекта новизны при качественной организации кампании может получить значимый результат (нечто подобное в 2003 году произошло с блоком «Родина»). Можно представить, каков был бы эффект сочетания политической новизны и наличия развитой региональной сети поддержки.

Этот вывод тесно связан с выводом вторым: результаты выборов подчеркивают, что протестный электорат в стране целом не является устойчивым приверженцем конкретных политических партий. Это касается даже имеющей наиболее устойчивое идеологическое ядро КПРФ. То же самое справедливо и в отношении кажущегося сплоченным, но небольшим демократического электората. Очевидный переход голосов тех, кто в декабре голосовал за «Яблоко», к голосованию за Прохорова в марте, несмотря на то что лидеры «Яблока» призывали портить бюллетени, подчеркивает, что значительная часть голосов в декабре была не персональной поддержкой лидеров партии, а результатом ситуативной политической безальтернативности на либеральном фланге. Проще говоря, за «Яблоко» многие голосовали также в знак протеста, а не в знак поддержки.

Наконец, третий вывод говорит о том, что правила имеют значение и их грамотный анализ и использование имеют для итогов выборов огромный результат. История с совмещенными региональными и федеральными выборами показывает, что манипуляциями без грамотного анализа последствий и политических рисков «Единая Россия» перехитрила сама себя.

Другой вопрос, кто этими выводами сумеет воспользоваться.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости