От редакции

Минфину идея госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока не нравится
Минфину идея госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока не нравится
ИТАР-ТАСС

Дальневосточная панама

Владимир Путин запускает новый бюджетный пылесос — госкорпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока

«Газета.Ru»

Госкорпорация по развитию Сибири и Дальнего Востока с гигантскими полномочиями, налоговыми льготами и невнятными критериями оценки эффективности работы возвращает Россию к путинской практике чиновного бизнеса на госактивах. Заявленная Медведевым борьба с госкорпорациями закончилась провалом.

Министерство финансов России не поддерживает законопроект о развитии Дальнего Востока и Сибири, который, в частности, предусматривает создание региональной госкорпорации и наделение ее налоговыми льготами. Как заявил на Российском налоговом саммите заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергей Разгулин: «У нас есть серьезные концептуальные замечания в части установления налоговых преференций в отношении отдельно взятых территорий. Мы полагаем, что такой подход не соответствует положениям Налогового кодекса». В куда более резких выражениях, не концентрируясь на частной теме налоговых льгот, раскритиковал будущую госкорпорацию Алексей Кудрин.

По мнению экс-министра финансов, такая идея ставит крест на частных инвестициях в эти регионы и доказывает, что ручное управление остается единственным инструментом, доступным российской власти.

Создание госкорпораций изначально вызывало резкие возражения экономистов и ряда чиновников (в частности, того же Кудрина в бытность министром финансов). По российским законам госкорпорации фактически имеют право пользоваться государственной собственностью как частной, заниматься коммерческой деятельностью, при этом еще и получая бюджетные средства. Президент Дмитрий Медведев под напором критических замечаний и репутационных скандалов вокруг госкорпораций попытался повести с ними аппаратную борьбу. В ежегодном послании Федеральному собранию в конце 2009 года он поручил правительству (читай — премьеру Путину) не позднее 1 марта 2010 года представить план акционирования или полного расформирования всех госкорпораций. В результате реально акционировалась только одна корпорация «Роснано», а все остальные продолжают существовать в прежнем виде. Между тем

за два года, которые прошли с момента, когда, согласно президентскому поручению, должен был начаться процесс ликвидации госкорпораций как класса, они ничем не доказали свою необходимость. Скорее, наоборот.

Вот совсем свежий публичный конфликт двух госкорпораций: Внешэкономбанк отказывается инвестировать в олимпийские стройки, ведущиеся «Олимпстроем», из-за непрозрачности и неэффективности освоения средств. Но у «Олимпстроя» хотя бы есть понятные задачи и более или менее очерченные сроки существования. Он должен построить олимпийские и инфраструктурные объекты и весной 2014 года, после завершения Олимпиады в Сочи, тихо умереть. Хотя не факт, конечно, что эту госкорпорацию не сохранят и после проведения Игр, чтобы использовать этот бюджетный пылесос в интересах близких к власти людей.

У нового бюджетного пылесоса — создаваемой по инициативе Владимира Путина госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока — нет ни оговоренных границ существования, ни внятных критериев оценки эффективности проекта. А слухи о назначении на должность главы этого нового государственного экономического монстра Бориса Грызлова только укрепляют подозрения в заведомой недееспособности «конторы». Вся биография Грызлова свидетельствует, что никаким крупным экономическим менеджером он быть не может.

Скорее всего, мы опять получим полную профанацию идеи развития, как это случилось с другой всеядной госкорпорацией — «Ростехнологиями».

Этот гигант, созданный по указу президента Путина в 2007 году, проглотил почти пятьсот различных предприятий (сейчас осталось 439) — от «АвтоВАЗа» до мелких военных заводов. Но за пять лет с момента создания так и не доказал способность эффективно управлять всем этим разнопрофильным хозяйством.

Сибирь и Дальний Восток действительно отстают в развитии от Центральной России. К тому же рядом бурно развивающийся Китай, чье растущее население буквально изливается на сопредельные российские территории при постоянном уменьшении числа местных жителей. Но государство уже принимало федеральные целевые программы развития этих территорий, создавало специальную правительственную комиссию по Дальнему Востоку, договорилось о проведении во Владивостоке и на острове Русский саммита АТЭС-2012. При этом мост на остров Русский к саммиту стал, вероятно, одним из самых дорогих в истории мостостроения, а губернатора Приморского края Сергея Дарькина уволили после многочисленных коррупционных скандалов. Опять же не очень понятно, зачем держать на Дальнем Востоке и в Сибири губернаторов и местные органы власти — тогда уж лучше прямо вводить прямое президентское правление, сделав госкорпорацию единственным экономическим агентом такого режима.

Попытки развивать удаленные российские провинции в ручном режиме уже неоднократно проваливались. Ни одна госкорпорация, созданная Путиным, пока не доказала своей полезности экономике и населению. Поэтому нет ни малейших оснований полагать, что исключением окажется сибирско-дальневосточная компания.

Зато ее создание станет наглядным подтверждением, что путинская идеология сращивания до степени неразличимости государства и бизнеса, превращения самой госвласти в бизнес-актив чиновников, не изменилась. Не стоит ждать какого-то «нового» Путина. К власти возвращается «старый» Путин со старыми, привычными для него и его окружения «бизнес-форматами» и новыми бизнес-проектами.