Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремлевская доля

Президент закрепил за государством лучшую собственность

Государство не уйдет из бизнеса и не уменьшит степень контроля ближнего кремлевского круга за главными активами страны. Об этом говорит один из первых указов президента России.

Прямо в день объявления состава нового правительства, 21 мая, Владимир Путин своим указом отменил приватизационные планы правительства, которые разрабатывались более двух лет по поручению президента Медведева. Новый президент включил «Роснефть», ФСК ЕЭС, «Русгидро», «Холдинг» МРСК и «Системный оператор единой энергетической системы» в список стратегических предприятий и стратегических АО РФ, что автоматически означает исключение активов из программы приватизации.

Между тем премьер Дмитрий Медведев в первый день работы своего кабинета поручил ускорить процесс приватизации. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он даже рапортовал, что ускоренный график приватизации будет готов через 7–10 дней. Медведев назвал ускорение приватизации в числе других приоритетных задач, которые должно выполнить новое правительство в первые шесть месяцев своей работы. «По ним будет считываться реальный, а не бумажный курс правительства», — подчеркнул премьер.

Реальный, а не бумажный курс правительства, не дожидаясь этих самых 7–10 дней, обозначил президент. Из программы приватизации росчерком его пера исключены почти все крупнейшие активы, которые планировалось продать.

В свою бытность президентом Дмитрий Медведев регулярно выступал за проведение масштабной приватизации. 10 апреля он заявил, что процесс продажи госактивов тормозят лоббисты, но правительство, по его словам, должно довести начатую работу до конца. Тогда же Медведев поручил до 1 июля 2012 года (срок уже тогда подразумевал, что случится это в президентство Путина и Медведев не сможет проконтролировать поручение) предоставить полный список госактивов. Причем чиновники должны были обосновать необходимость сохранения государственного участия по каждому из предприятий в списке. Путин-президент в своем указе, естественно, не обязан был ничего обосновывать премьеру Медведеву. Между тем

доклад правительства по расширенному плану приватизации был одобрен президентом Медведевым еще 2 августа 2011 года. Тогда это было расценено наблюдателями как объявление второй волны крупной приватизации в России, сопоставимой с первой, чубайсовской.
Причем Медведев заявлял, что при продаже госимущества необходимо действовать более решительно и в ряде крупных компаний доля государства должна снизиться не до 50%, как это было предложено правительством, а до блокирующего пакета или даже до нуля. А Шувалов, ставший в новом правительстве единственным первым вице-премьером, предлагал начать приватизацию «Русгидро» и «Роснефти» с 2012 года и оставить у государства «золотую» акцию в этих двух компаниях, а также в «Зарубежнефти», ОЗК и «Алроса».

По обновленном плану приватизации от августа 2011 года, к 2017-му предполагалась полная продажа госдолей «Роснефти» (75,16%), «ИнтерРАО» (14,79%) и «Русгидро». Теперь Путин указом запретил всякую приватизацию этих компаний. А то, что это решение совпало по времени как с объявлением состава правительства, так и с назначением одного из ближайших путинских соратников Игоря Сечина председателем правления «Роснефти», неопровержимо доказывает: никакой второй большой волны приватизации в России не будет.

Де-факто приватизированные путинским окружением компании останутся де-юре государственными. А все разговоры Медведева о необходимости приватизации госкомпаний были такими же прекраснодушными речами, как и многие другие заявления экс-президента.

Кремль сразу же дал абсолютно четкий сигнал инвесторам — договаривайтесь с нами, а не с правительством. Алгоритм принятия стратегических решений в экономике и заключения крупнейших сделок не меняется: все в руках вновь избранного президента и его ближнего круга, не желающего отказываться от распоряжения крупнейшими активами страны, формально сохраняющими статус государственных компаний. Правительство не будет решать судьбу приватизации стратегических активов. Эти решения не будут зависеть ни от необходимости изменить бизнес-климат в стране (засилье государства в бизнесе — одно из главных препятствий на пути цивилизованного предпринимательства в России), ни от потребностей бюджета (наполнение казны является одной из ключевых задач любой массовой приватизации крупных компаний).

Ручное управление и сращение бизнеса с верхушкой новой кремлевской власти сохранятся в полном объеме. Львиная доля государственной собственности будет все в тех же руках. А правительство может сколько угодно ускорять разработку новых приватизационных планов. Ведь не ему определять роль и долю участия государства в экономике.