Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чуждое право

Приговор Александре Лотковой вызвал уже привычное поспешное осуждение общественности

«Опережающая логика» общественного мнения ставит различение «свой-чужой» гораздо выше фактической стороны любой громкой судебной или бытовой истории. Соблазн сильных и простых объяснений сейчас, похоже, непреодолим.

Приговор Александре Лотковой, получившей три года колонии за причинение тяжкого вреда здоровью, вызвал весьма мощный протест в прессе и интернете. Несмотря на то что приговор относительно мягок (по соответствующей статье УК ей грозило до восьми лет, а из полученных трех один она уже отбыла), первой реакцией заинтересованной части общества оказалось ставшее уже вполне традиционным выражение недоверия к суду.

С учетом того что сам ход расследования привлек мало внимания, такая реакция очень походит на условный рефлекс, выработанный годами и грозящий перейти в безусловный.

Дело Лотковой далеко не закончено, приговор наверняка будет обжалован. Его обстоятельства сложны, налицо коллизия между недавним расширительным толкованием права граждан на самооборону, предложенным Верховным судом, и трактовками следствия. Тем показательнее первоначальное единодушие, с которым приговор был осужден СМИ и блогерами.

В этом протесте сразу можно различить как минимум две составные части — политическую (судья, выносивший приговор, включен в «список Магнитского»; ущемление права граждан на самооборону также часто воспринимается как намерение властей злоупотребить своей монополией на насилие) и националистическую (хотя главный пострадавший по этому делу вполне «наш», уже одно присутствие в истории «ненашего» сразу дало повод говорить о «влиянии диаспоры» и прочем).

Сами по себе эти проблемы вполне реальны. Но быстрота и готовность на этом основании вскричать о заведомой несправедливости, совершенной судом в этом конкретном деле, свидетельствуют о том, что активные части общества со своей стороны уже вынесли свой приговор системе правосудия. В первую очередь по этой логике следует объявлять разбирательство предвзятым и подкупленным, а только во вторую, если дойдут руки, разбираться, что же могло произойти. Причем сам суд тут рассматривается не в качестве арбитра, а как соучастник одной из сторон конфликта. Так было и в деле Расула Мирзаева, и во многих-многих случаях, в которых главным оказывалось различение «свой-чужой», а не разбор фактической стороны дела.

«Опережающая логика» общественного мнения видна и в других казусах несудебного характера, обстоятельства которых, как потом оказывается, далеко не ясны.

Причем она свойственна не только общественности, но и официальным инстанциям: так, в недавнем скандале с потерявшейся по дороге из Москвы в Мытищи 9-летней девочкой виновный был определен заранее и спикером Следственного комитета Маркиным, и детским омбудсменом Астаховым.

Соблазн сильных и простых объяснений, легких для усвоения, поскольку они соответствуют текущему общественному настрою, похоже, сейчас непреодолим. Вряд ли возможно обвинить в этом какой-либо конкретный институт (хотя очень хочется, поскольку это было бы просто). Понятно, что доля вины за такое положение дел лежит на судебной и в целом правоохранительной системе, длительное время с упорством демонстрировавших (и продолжающих демонстрировать) предвзятость, круговую поруку и политизированность. Но то ли это упорство принесло свои плоды и ему начали подражать, то ли примерно те же пороки свойственны активной части российского общества, а предвзятость, переходящая в «язык ненависти», проявляет себя среди критиков власти вполне симметричным образом.

Проблема заключается в том, что справедливый арбитраж в атмосфере презумпции несправедливости не то чтобы вовсе невозможен, но выглядит каким-то ненужным. И если речь лишь о спектакле с судом, а не общепризнанном арбитраже, в чем сила законов и право государства? Это по-настоящему подрывной вопрос, саму возможность задаться которым государство должно было бы предупреждать из чувства самосохранения. Вместо этого оно дает для него повод.

Новости и материалы
Сотрудник Домодедово украл у вернувшейся из ОАЭ пассажирки кольцо за 700 тысяч рублей
Ролевой экшен Kingdom Come Deliverance II переведут на русский язык
Власти Липецкой области сообщили об угрозе атаки БПЛА
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Раскрыты подробные характеристики iPhone 16
Назван правильный размер порций хлеба и каши
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Все новости