Правительство выпустило постановление, дающее управляющим домами компаниям право выявлять квартирантов у тех жильцов, кто не озаботился установкой у себя счетчиков воды и газа. Управдомы при обнаружении квартирантов смогут доносить в полицию и миграционную службу.
Разумеется, все это делается во имя справедливости, чтобы соседи «резиновой квартиры» не оплачивали воду, свет и газ, которые расходуют «лишние» квартиранты, и чтобы управляющая компания не влезала в долги из-за коммунальных услуг. Таково экономическое обоснование.
Практика, однако, не показывает прямой связи между эффективностью управления ЖКХ и строгостью контроля за количеством проживающих в квартире граждан (или неграждан).
Если говорить о счетчиках воды, которые по закону должны были быть установлены во всех домах еще летом прошлого года, то установлены они вовсе не во всех домах и тем более квартирах. Что же касается счетчиков газа, то их повсеместное внедрение вообще отложено.
А это означает, что основания для рейдов управдомов есть относительно очень многих квартир. С учетом того, что вопрос о счетчиках газа повис в воздухе относительно их подавляющего большинства. Более того, даже до выхода правительственного постановления такие рейды, по многочисленным свидетельствам, уже начались и в Москве, и в некоторых других городах. Впрочем, с вопросами о жильцах по соседству ходят не только управдомы, но и сотрудники органов внутренних дел — это-то уж явно делается не из озабоченности состоянием коммунальных услуг.
Отметим: практика проверки квартир на наличие в них съемщиков начала распространяться до выхода соответствующего постановления правительства России. В Москве, например, она была введена «методическими рекомендациями по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением» департамента ЖКХ, еще зимой. И, несмотря на такой сомнительный статус, рекомендации тут же начали выполняться. А апрельское постановление правительства, в свою очередь, появилось до принятия соответствующего закона. Даже в Думе в начале весны разъясняли, что подобная последовательность недопустима, что обходы квартир пока что незаконны и что жильцам следует оставлять проверяющих перед запертой дверью.
Появление постановления правительства — подзаконного акта — ситуацию здесь в принципе не меняет. Оно закон подменить не может. Однако разъяснения разъяснениями, а логика действий остается прежней.
Вообще говоря, проблема справедливого распределения финансовой нагрузки на жильцов многоквартирных домов с центральным снабжением водой, газом и электричеством вполне реальна и не менее серьезна, чем вопросы об эффективности управляющих организаций в ЖКХ, тарифах и расчетах с ресурсными компаниями. Весь этот комплекс весьма тяжелых вопросов является, вероятно, одной из главных угроз для стабильности в стране, в том числе и политических. То есть повод для того, чтобы хоть что-то тут попробовать решить, имеется.
К сожалению, однако, ужесточение правил регистрации, само по себе идущее вразрез с правом граждан на свободу перемещения и выбора места жительства, нельзя назвать серьезным вкладом в решение этих проблем. Предоставление управдомам права проверять, кто, где и с кем живет, тем более. Это все тот же грубо административный, полицейский подход, делегирующий, к тому же, контрольные функции инстанциям, вовсе не зарекомендовавшим себя как хорошо работающие или кристально честные. То, что он встречен с административным же рвением, опережающим даже быстро штампующих законы депутатов, не удивительно. Как не удивительны и подозрения в том, что избранный способ более чем пригоден для закручивания гаек в стране.