Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Естественный выбор

Аркадий Любарев о том, сколько партий примут участие в сентябрьских выборах

В силу необходимости избираться и сложностей с предстоящей в 2016 году думской кампанией можно ожидать довольно активного участия новых партий в сентябрьских региональных выборах. Впрочем, радоваться тут нечему: длинный бюллетень затрудняет выбор для голосующих и осложняет ведение агитационной кампании для серьезных партий.

Середина мая с точки зрения партстроительства интересна в двух отношениях. С одной стороны, 10 мая исполнился год со дня регистрации первой партии по обновленному закону – это была Демократическая партия России, возглавляемая Андреем Богдановым. С другой стороны, осталось меньше месяца до старта избирательных кампаний по выборам 8 сентября: по закону региональные выборы должны быть назначены в период между 30 мая и 9 июня, а муниципальные – между 9 и 19 июня. Поэтому уже сейчас можно оценивать, сколько партий смогут принять участие в сентябрьских выборах.

Итоги года: регистрации и отказы

За прошедший год Минюст зарегистрировал 59 новых партий, но две из них (Российская сетевая партия и Российская консервативная партия «За нашу Родину») уже лишились регистрации, не успев за полгода зарегистрировать 42 региональных отделения. Таким образом, с учетом 8 ранее существовавших партий (включая восстановленную РПР–ПАРНАС), в списке зарегистрированных на сайте Минюста на 14 мая значатся 65 политических партий.

Отказов в регистрации тоже немало. К сожалению, в этом отношении сайт Минюста недостаточно информативен. Так, еще 13 января на нем была информация об отказах 8 партиям. А неделю спустя на сайте вместо этого списка появилось сообщение: «В 2013 г. Минюстом России не принимались решения об отказе в государственной регистрации политических партий». Затем список отказов стал формироваться заново, сейчас в нем 11 партий. В то же время известно, что 29 декабря 2012 года Минюст направил Павлу Рассудову уведомление об отказе в регистрации Пиратской партии России, но этой партии не было в списке отказников на 13 января. Таким образом, у нас нет точной информации, скольким партиям было отказано в самом конце 2012 года. Но если считать, что только Пиратской, то получается, что всего отказы получили 20 партий (точнее, 18, поскольку партия «Курсом Правды и Единения» и Нетократическая партия успели получить отказ дважды). И соотношение регистраций и отказов получается примерно 3:1.

Год назад среди экспертов высказывались опасения: поскольку основания для отказа в регистрации в законе остались широкие и расплывчатые, можно было ожидать, что Минюст будет отказывать в первую очередь наиболее серьезным оппозиционным партиям. Пока это опасение в основном не оправдалось.

Среди зарегистрированных партий – «Гражданская платформа», «Демократический выбор», «Российский общенародный союз», «Российский Объединенный Трудовой Фронт». Отказы же получили в основном партии с малоизвестными лидерами и экзотическими названиями (Нетократическая партия России, «Самодержавная Россия», «МММ», «КОЛОКОЛ», Имперская партия и др.). Исключением пока можно считать партию «Свобода и Народовластие» во главе с известным политиком Виктором Черепковым. И в какой-то степени – Пиратскую партию, связанную с протестным движением.

Насколько обоснованы отказы – сказать невозможно, у нас нет для этого информации. Только лидер Пиратской партии дал подробный разбор претензий Минюста, из которых можно понять, что основания для отказа весьма сомнительны.

В то же время нет ясности относительно еще нескольких партий. Недавно была приостановлена регистрация «Народного альянса», созданного сподвижниками Алексея Навального. Неизвестна и судьба связанных с протестным движением Партии 5 декабря и Национал-демократической партии.

Любопытна ситуация с приостановлением регистрации. Возможность приостановления – тоже новелла федерального закона от 2 апреля 2012 года. Информация о приостановлении регистрации партий стала доступна только с октября. Из других источников известно, что до этого приостанавливалась регистрация «Демократического выбора». Придирки к этой партии были довольно мелкие, и ей даже не пришлось заново собирать съезд. С октября известно о приостановлении регистрации 25 партий. Из них 8 впоследствии были зарегистрированы («Национальная Безопасность России», «Союз труда», «Российский Объединенный Трудовой Фронт», «Демократическая правовая Россия», Партия Возрождения Села, Объединенная аграрно-промышленная партия России, «ДОСТОИНСТВО», «Партия Великое Отечество»), 6 получили отказы, 6 еще значатся в списке партий, чья регистрация приостановлена, судьба остальных 5 мне неизвестна.

Ситуация перед выборами

В июне – сентябре нас ждет грандиозная избирательная кампания – первая после замены двух единых дней голосования в году на один. Выборы губернаторов должны пройти в 7 регионах, региональных парламентов – в 16. Кроме того, предстоят выборы 8 мэров и 12 горсоветов региональных центров.

На сегодняшний день право участвовать в выборах имеют 45 партий из 65 зарегистрированных. Сколько еще получат это право за оставшиеся до начала кампании две-три недели? Если судить по информации о регистрации региональных отделений, то полагаю, что от 4 до 8, то есть общее число партий, которые смогут принять участие в сентябрьских выборах, 49 – 53.

Но все ли партии реально примут участие в выборах? Напомню, что в выборах 14 октября прошлого года имели право участвовать от 19 до 27 партий, при этом в выборах каждого регионального парламента (кроме Сахалинского) приняли участие более половины партий, имевших на это право.

Зачем партиям участвовать в региональных выборах? С одной стороны, это опыт, тренировка, обкатка своих технологий, раскрутка бренда. С другой стороны – определенные затраты (впрочем, с отменой необходимости сбора подписей они могут быть сведены к минимуму). Да и приобретение нежелательного имиджа неудачника в случае слабого выступления.

Но есть еще один фактор. В законе о политических партиях сказано, что партия за семилетний период должна принять участие в некотором количестве выборов, иначе она будет ликвидирована. Варианты участия следующие (для сохранения партии достаточно одного варианта):
1) выборы в Государственную думу;
2) выборы президента;
3) выборы не менее 20% региональных парламентов (то есть не менее 17);
4) муниципальные выборы не менее чем в половине регионов.

С точки зрения этого перечня сложнее всего с муниципальными выборами, а также выборами президента (где нужно собрать в соответствии с действующим законом 100 тысяч подписей, не говоря уже об осложнениях политического характера). Поэтому

основной выбор для новых партий: делать ставку на участие в думских или региональных выборах. Понятно, что одно не исключает другого, но все же тут вопрос в приоритете.

Однако в отношении думских выборов еще остается много неопределенности: какие будут правила? Кое-что, конечно, прояснится, когда проект нового закона о выборах в Госдуму будет принят во втором чтении (хотя мы пока не знаем, произойдет ли это до начала сентябрьской кампании). Но закон может меняться и впоследствии, даже весьма вероятно, что он будет меняться. Так что неопределенность в любом случае останется.

А сигналы о том, что участие в думских выборах может быть осложнено, поступают. В частности, известно о планах отказаться от заявительной регистрации для списков новых партий, заставить их собирать подписи, как это было до прошлого года. Это уже обсуждается для выборов в Госдуму, но нельзя исключить, что подобное изменение будет принято и для региональных выборов, правда, уже не для ближайших.

Но даже если останется заявительная регистрация, для закона о выборах в Госдуму придуман некий паллиативный фильтр для слабых партий: в списке должно быть не менее 200 кандидатов. Это, конечно, вполне преодолимо, но требует серьезных усилий, поскольку на каждого кандидата нужно представить солидную пачку документов. И в связи со всеми этими обстоятельствами

руководители партий могут сделать вывод: неизвестно, как еще все сложится с думскими выборами, поэтому надо принять по максимуму участие в региональных выборах сентября этого года. Ведь если пойти на все 16 выборов, то для «семилетнего зачета» останется только один регион, а те партии, которые уже принимали участие в прошлогодних региональных выборах, могут после этого 7 лет «спать спокойно».

Я полагаю, что такие мысли посещают многих партийных руководителей, и потому можно ожидать довольно активного участия новых партий в сентябрьских региональных выборах. Впрочем, радоваться тут нечему: большое число партий в бюллетене затрудняет выбор избирателя, осложняет ведение агитационной кампании для серьезных партий. Многие эксперты полагают, что именно в этом и состоял замысел Кремля, когда было решено одновременно либерализовать правила регистрации партий и освободить партии от сбора подписей. Что ж, сентябрьская кампания покажет, насколько этот замысел удался.

Автор — эксперт Комитета гражданских инициатив

Новости и материалы
46-летняя Анна Семенович показала фигуру в купальнике с глубоким декольте
Пелоси призвала Нетаньяху уйти в отставку
Кожевникова пожаловалась на увлечение сыновей: «Что я в прошлых жизнях сделала не так?»
Президент Финляндии назвал «лучший способ» избежать войны
В России диверсантам будут назначать 35-летний тюремный срок
Экс-игрок «Боруссии» стал советником председателя правления «Зенита»
«Для Бабкиной это очень органично»: продюсер о кавере на Инстасамку
Зависимость ЕС от российских удобрений растет
Минфин потребовал приостановить права иностранного владельца Альфа-банка
«Талибан*» планирует создать спецподразделение по борьбе с ИГИЛ*
Экс-бойца ЧВК «Вагнер» приговорили за убийство и надругательство над телом пенсионерки
В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
Умерла скандальная блогерша Лена Миро
Названо число пострадавших при возгорании цистерн под Симферополем
Инженеры из Ростова сделали боевого робота-крокодила
Новосельцев оценил шансы «Зенита» стать чемпионом России в 75%
Кейт Миддлтон получила уникальную награду от Карла III
Врачи поставили диагноз «влюбленный мозг» женщине, 100 раз в день звонившей бойфренду
Все новости