Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не в бирюльки играть

Привычка властей подменять решения имитацией активности только усугубляет ситуацию с приезжими

У национального вопроса нет и, видимо, не может быть окончательного решения ни в России, ни в мире. Но краткая история бирюлевского бунта наглядно продемонстрировала, чем должны и не должны заниматься власти. Ведь они в любом случае отвечают за соблюдение закона в стране, городе, каждом районе и за недопущение насилия.

1200 человек задержаны по итогам сегодняшнего рейда полиции на овощной базе в Западном Бирюлеве. 380 человек были задержаны накануне в ходе массовых беспорядков, в которые перерос «народный сход», когда местные жители (и судя по количеству участников — не только местные) пытались добиться у гражданских властей и полиции ответа на вопрос, кто зарезал 25-летнего Егора Щербакова. В ходе бирюлевского бунта пострадали 20 человек. Госдума экстренно готовит новые законопроекты по борьбе с нелегальной миграцией. Вездесущий Геннадий Онищенко со своим Роспотребнадзором в пожарном порядке закрывает ту самую овощную базу, которую полиция теперь пытается выдать чуть ли не за базу военную. Мэр Москвы Сергей Собянин, так и не появившийся в районе массовых беспорядков, уже успел доложить о них (правда, лишь на следующий день) президенту Путину.

Весь понедельник мы наблюдаем бурную реакцию властей постфактум на очередное резкое обострение «дружбы народов» в отдельно взятом районе.

Между тем вряд ли погромы и беспорядки случились бы, если бы полиция по горячим следам поймала преступника. Или хотя бы поначалу не соврала людям, что уже поймала. Показательная борьба с мигрантами московской мэрии перед выборами с широко разрекламированными рейдами по городским рынкам и лагерем для депортации тихих забитых вьетнамских мигрантов (вот уж кто точно никогда не нападает на русских парней с девушками) в Гольянове не имеет ничего общего с повседневной жизнью. Привычка властей подменять конструктивные решения имитацией активности лишь усугубляет проблему. Конечно, сейчас мы опять можем напринимать очередную порцию антимигрантских законов, от которых все равно будут откупаться и которые в принципе не касаются тех же кавказцев. Закроем овощные базы как рассадники этнической преступности. Отправим вьетнамцев в концлагеря. Но это ведь не изменит текущую ситуацию. В России миллионы нелегальных мигрантов — всех депортировать все равно не удастся. Как не удалось это сделать ни одной стране мира.

Безусловно, решить национальную проблему полностью, просто заставив полицию работать эффективнее, на сегодняшний день невозможно. Это глобальная цивилизационная проблема. В любой мегаполис всегда стекались самые разные люди самых разных культурных и религиозных традиций. Особенно если этот мегаполис такой, как Москва — столица бывшей империи.

Погромы с поджогами на национальной почве происходят во многих мировых столицах, достаточно вспомнить Лондон и пригороды Парижа. В результате одних граждан призывают соблюдать законы государства и городской светской жизни, а других — быть толерантнее к первым. Но жители Англии и Франции, как и Соединенных Штатов, возможно, дальше других продвинувшихся в решении национального вопроса, прекрасно знают, что полиция там не будет покрывать преступников в зависимости от их национальной принадлежности. И что закон одинаков для всех. Более того, в странах Западной Европы сейчас сознательно облегчают получение гражданства уже живущим там нелегалам для их более органичной адаптации и законодательно затрудняют приезд новых мигрантов.

Однако необходимо помнить о том, что события в Бирюлеве и на Манежной площади в декабре 2010 года, после убийства фаната московского «Спартака» Егора Свиридова, — не вопрос отношений мигрантов и коренного населения. Те же выходцы из кавказских республик вообще никакие не мигранты — они такие же граждане России, как и родившиеся в Бирюлеве.

Что должно делать государство, чтобы предотвратить подобные резонансные преступления? Полиция — ловить преступников, а не крышевать тех же мигрантов, взимая с них постоянно дань. Гражданские городские власти — следить за отношениями людей «на районе» (на уровне управ) и в городе в целом, быть в постоянном диалоге с жителями. А не ограничиваться редкими встречами с населением в рабочее время с бессмысленной повесткой, как это происходит повсеместно в Москве.

Никаких радикальных решений национального вопроса в России не существует. Не помогут ни визы со странами СНГ, против введения которых, к слову, недавно выступил президент Путин на саммите АТЭС, ни отделение Северного Кавказа от России.

В России есть и будут мигранты. Она есть и останется многонациональной страной. Но отсутствие «окончательного решения» не означает невозможности локальных мер. Наоборот, принципиально важно ежедневно заниматься этой проблемой именно на частном уровне. Ловить преступников, находиться в контакте с местными жителями и делать так, чтобы все живущие в той же Москве считали ее своим городом. А Россию — своей страной. Причем никто не говорит, что это будет легко.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp