Вот уже больше двух лет государство пытается укротить опасную волну автомобильного гражданского протеста и демонстрирует результаты активной работы
Вот уже больше двух лет государство пытается укротить опасную волну автомобильного гражданского протеста и демонстрирует результаты активной работы
Александр Саверкин/ИТАР-ТАСС

Без пяти процентов сенат

Члены Совета Федерации не готовы экономить на себе

«Газета.Ru»

Сенаторы отвергли предложение сократить расходы на свой персональный автопарк. Их можно понять: в современной России класс автомобиля зачастую говорит о его хозяине намного больше, чем его дела. Однако от того, как оценит шаг сенаторов общественность, зависит и поведение других ведомств, которые также не спешат расставаться со своими транспортными привилегиями.

Комитет Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам на своем заседании проголосовал против сокращения в 2014 году средств на служебные автомобили и водителей. Члены сената и так уже экономят на поездках: всего в 2013 году на транспортные расходы Совфеда было выделено 490 млн руб., что, в свою очередь, почти на 100 млн руб. меньше, чем в 2012 году. В настоящее время на каждого сенатора выделяется 2 млн руб. в год для обеспечения его персональным автотранспортом с водителем. К тому же в свете резкого увеличения зарплат соседям по парламенту — депутатам Госдумы — добровольно отказываться от привычных удобств членам Совета Федерации было бы даже неловко.

Но вот управделами президента запланировало сократить транспортные расходы Совфеда еще на 5%, то есть на сумму около 25 млн руб. Комитет по регламенту с таким предложением не согласился. За благополучие сенаторов вступилось и правовое управление, которое дало отрицательное заключение на предложение сократить расходы на транспортное обслуживание. Сенатор Виктор Пичугов на заседании комитета пояснил, что согласно федеральному законодательству транспортные расходы — это не льгота, а услуга, поэтому сенаторы должны быть обеспечены ею в полном объеме.

Почему именно сенаторы так не хотят отказываться от автомобильных привилегий, рядовому наблюдателю непонятно. Одно дело — министры, за день совершающие около десятка перемещений по маршруту вроде «Белый дом – Кремль – Горки – выставка всего на ВВЦ – встреча с представителями бизнеса во Всемирном торговом центре – Белый дом – Внуково». Можно еще понять депутатов Госдумы, перемещающихся с Охотного Ряда до приемной, затем до министерств, а еще и с выездами в парламентские недели. У сенаторов количество заседаний в разы меньше думских, да и встреч с избирателями они не проводят.

В нынешней конъюнктуре и повальной борьбе с чиновниками заявление о борьбе за свои автомобильные привилегии выглядит довольно смело.

Впрочем, члены Совета Федерации все-таки планируют сокращать транспортные расходы, но несколько иным путем: например, откажутся от использования служебных машин на летний период, а точнее — на полтора месяца: с середины июля по август. Что логично, как раз в это время сенат обычно уходит на каникулы.

Война автомобилистов против чиновников, объявленная накануне думских выборов 2011 года и послужившая еще одним поводом выйти на акции протеста, только начала было приносить ощутимые результаты. В правительстве была создана специальная комиссия по сокращению количества мигалок, и их действительно сократили. Известный оппозиционер, а в будущем и кандидат в мэры Москвы начал сбор подписей за законопроект об ограничении стоимости автомобилей для госслужащих. Инициатива Навального об ограничении стоимости автомобилей для чиновников 1,5 млн руб., собравшая 100 тыс. подписей, еще не нашла законодательного рассмотрения, но зато в Думе уже готовятся рассматривать законопроект депутата Вячеслава Лысакова. По его задумке, цены на автомобили для госслужащих будут начинаться от 1,2 млн руб. и доходить, в соответствии с рангом чиновника, до 3 млн руб. Вот уже больше двух лет государство пытается укротить опасную волну автомобильного гражданского протеста и демонстрирует результаты активной работы.

Однако в преддверии принятия хоть какого-либо закона об ограничении стоимости автомобилей некоторые ведомства уходят от практики содержания собственного автопарка к найму автомобилей других госведомств.

Что в итоге не сильно экономит средства, зато помогает продолжать использовать автомобили приемлемого, с точки зрения законодателей, статуса.

Сейчас Кремль и правительство пытаются отследить общественную реакцию на некогда острую тему и попробовать принять компромиссное между чиновниками и обществом решение о стоимости автомобилей и сокращении расходов на транспорт, ведь пересаживаться на бюджетные модели без кожаной отделки салона рядовым законодателям и госслужащим не так уж и хочется. Все понимают, что в российской политической культуре руководитель без хорошего автомобиля в глазах подчиненных и всех, с кем ему предстоит встречаться, не может считаться настоящим руководителем. Кроме того, для всех, у кого нет мигалки, но есть служебный автомобиль, в пробках он становится и рабочим кабинетом: в нем ведутся телефонные переговоры, подписываются документы и иногда даже проводятся встречи. Стоять в пробке на Большой Дмитровке хоть сенатору, хоть прокурору куда удобнее в просторном автомобиле бизнес-класса.

С другой стороны, беспредел на дорогах и большие траты на автомобили представительского класса для госслужащих не радуют глаз и руководителей государства.

Не исключено, что своим маленьким демаршем члены верхней палаты выполняют сейчас ту же функцию, что и бесконечные громкие заявления спикера СФ Валентины Матвиенко, от введения графы «против всех» до предложения сажать чиновников за игнорирование депутатских запросов, — прощупывают почву. Политика сопротивления урезанию транспортных привилегий не обязательно найдет поддержку у других ведомств, но главное, что позиция «оставьте наши автомобили в покое» уже озвучена.