Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мы строили-строили

Какой Россию увидят в Сочи

Острая реакция на сообщения о ржавой олимпийской воде, неработающих лифтах и прочих недоделках — не злорадство и не политический заказ, а следствие завышенных ожиданий от самой дорогой в истории Игр Олимпиады, порожденных как раз руководством страны.

Олимпийские игры — 2014 в общественно-политическом дискурсе последних лет стали символом отсчета, поворотным рубежом, точкой опоры и лакмусовой бумажкой. После Олимпиады – правительство в отставку. После Олимпиады – серьезные реформы. После Олимпиады – смена глав госкомпаний. После Олимпиады – все остальное. Неудивительно, что в таком контексте сами по себе Игры привлекают повышенное внимание как наших, так и западных наблюдателей, а Владимир Путин появляется на обложках мировых общественно-политических журналов в образе фигуриста, не удержавшего свою партнершу-Россию.

Игры еще не открылись, но уже несколько дней внимание интернет-пользователей занимают бесконечные ссылки и фото из Сочи. «Умылась водой «Эвиан», чувствую себя Кардашьян», «В гостинице нет пола, зато есть портрет Путина», забавные надписи на английском «cakes in ass», «language in the test», «a gun in the tank». Одних граждан России это страшно злит, других безумно радует, но все эти свидетельства уж точно не проплаченная пиар-кампания Запада, не попытка поставить на колени великую империю, отстроившую город-сад, а нормальная реакция журналистов, приехавших работать на Игры.

У них есть всего несколько дней отшутиться насчет гостиниц, а дальше они будут как проклятые передавать сводки с соревнований и интервью с медалистами. Российские журналисты тоже путешествуют не без шуток, цитируя таксистов и отмечая, что их отель в Сочи похож на обычный дешевый европейский, только стоит порядка 200 долларов за ночь.

Можно оплакивать дорогостоящий имидж Родины, подорванный туалетными фото, недостроенными заборами и газонами с проплешинами. Можно, напротив, кричать, что шутки о «пушке в топливном баке» и ржавой воде стоит оставить до конца Олимпиады, иначе не патриот ты, а хулитель Родины. Можно бесконечно приводить в пример катастрофы Ванкувера, показывая, что у нас-то пока все намного спокойнее и, в отличие от Ванкувера, возможно, даже будет снег. Можно вспоминать Солт-Лейк-Сити, колоссальные затраты на пекинские соревнования, можно загрузить всю «Россию сегодня» свидетельствами очевидцев о роскошном сервисе в Сочи, а ВГТРК — картинами чудо-града, который действительно впечатляет.

А можно прекратить истерику и понять, что никакой катастрофы не произошло. Да, дорого и важно. Да, язык в контрольной. Да, строители еще строят.

После того как об Олимпиаде в Сочи было рассказано всему миру как о важнейшем международном проекте Владимира Путина, чего удивляться, что на него едут смотреть как на диковинку. После бесконечных публикаций о растущей в геометрической прогрессии стоимости работ и уголовных делах — как на диковинку вдвойне.

В пропагандистском смысле считается, что публикация любой негативной информации о России — это невыносимый урон имиджу, работа на внешние угрожающие силы и вообще антигосударственная деятельность. Снял кино про развалившиеся избы? Предатель. Нарисовал инфографику по стройке? Враг Родины. Рассказываешь ужасы про коррумпированных правоохранителей? Предатель национальных интересов.

А в итоге зачастую оказывается ровно наоборот: начитавшийся рекомендаций собственного МИДа и кошмаров в соцсетях о дикой России иностранец вдруг оказывается в приятном городе субтропического климата, с улыбчивыми молодыми волонтерами, неплохо говорящими по-английски. Вокруг тоннели в горах, дворцы и курорты. А что Wi-Fi кривой или занавеска упала — так это же странные русские: у них, говорят, до сих пор туалеты на улице, а не в доме, а водку из горла даже в центре Москвы пьют.

В итоге общими усилиями как защитников, так и противников олимпийского проекта Сочи предстанет перед иностранцами квинтэссенцией России — настоящей, не выставочной, той, какая она есть.

С новодельными дворцами и неработающей канализацией. С мультимедийными гигантами и ошибками в переводе блюд. Милая, дружелюбная, немного диковатая страна где-то между Востоком и Западом. Жаркая, зимняя, наша.

Куда более серьезные выводы придется сделать тому, для кого сочинские Игры стали личным имиджевым проектом. И ответить самому себе на вопрос: почему современная Россия с трудом справляется с управленческими задачами такого масштаба?