Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Это у нас психосоматика

Владимир Иванов об экономике человеческих ценностей и убеждений

Фраза «видимо, мир сошел с ума» стала банальностью. Кажется, всех, независимо от политических взглядов и убеждений, волнует вопрос: откуда вокруг так много идиотов, не понимающих очевидных вещей?

Самым популярным ответом является, конечно, интеллектуально комфортная теория заговора: пропаганда в СМИ, подкуп отдельных людей и народных масс, ну и весь остальной арсенал действий закулисы разных мастей. В общем, раздолье для исследователей информационных потоков в социальных сетях, когнитивных ошибок и смещений. Сложно представить, что люди изменились за несколько дней, — скорее турбулентная среда обнажила, как под микроскопом, их убеждения и ценности.

За последние 15 лет экономисты стали гораздо лучше работать с культурными нормами — субстанцией, которая долгое время не поддавалась строгому научному анализу. Обычно я запрещаю студентам пользоваться термином «менталитет». Почему в России высокая коррупция? Менталитет такой. Вот Гоголь еще и Салтыков-Щедрин… Почему не приживаются демократические институты? Ну, куда нам без сильной руки… Только недавно мы научились измерять человеческие ценности и убеждения и «очищать» их влияние на нашу жизнь от прочих факторов.

Вопрос о том, сознание определяет бытие или, наоборот, бытие — сознание, оказался гораздо сложнее, чем предполагали экономист Карл Маркс и социолог Макс Вебер, автор книги «Протестантская этика и дух капитализма».

Ценности и убеждения в сложном взаимодействии с политическими и экономическими условиями становятся той печатью истории, которая влияет на наше поведение, формируя новую реальность. «Это у вас психосоматическое», — по выражению героя популярного сериала.

Стандартным способом выявления эффекта культурного наследия на экономическое поведение стали опросы мигрантов. Например, в США эмигрируют люди из разных стран. Значит, можно измерить культурную инерцию, не спутав ее роль с воздействием различающихся в разных странах «обстоятельств времени и места». Дети итальянцев, поляков, китайцев, мексиканцев, скандинавов, родившиеся уже в США, живут в условиях одних законов, общих экономических спадов и подъемов, но при этом демонстрируют различное отношение к системам перераспределения, экономической активности женщин, стратегиям сбережений. Это часть наследства, оставленного им родителями в ходе воспитания.

То есть наши культурные нормы складываются из двух компонентов: того, что привили нам родители на основе их знаний о мире, и того, что мы узнали о нем в ходе социализации и личного жизненного опыта.

Каждое поколение немного обновляет действующую «картину мира» — в зависимости от внешних условий.

Объединение ФРГ и ГДР в одну страну с рыночной экономикой после нескольких десятков лет разлуки служит хорошим примером естественного эксперимента. Альберто Алесина в исследовании «Гуд-бай, Ленин (или нет?)» выяснил, что спустя почти 20 лет после объединения жители восточных областей Германии демонстрируют более высокий спрос на государственное вмешательство и перераспределение по сравнению с западными согражданами. Вот, собственно, и объяснение тех фантомных болей, которые испытывает значительная часть российской молодежи, родившаяся во время и после перестройки, — тоску по Крыму тоже можно передать по наследству.

В целом исследователи сходятся на том, что при изменении внешних условий ценностям и убеждениям для изменений требуется еще около 40–50 лет — время взросления двух новых поколений.

Проблема заключается в том, что культурные нормы тесно связаны с общественными институтами, — именно так они и приобретают экономическое измерение. Ценности и убеждения определяют наши решения, когда мы выступаем в роли избирателей, потребителей, родителей. Если мы воспитываем в детях недоверие к окружающим, то все больше ресурсов общество будет тратить на частную охрану вместо того, чтобы инвестировать в производство, — сколько процентов ВВП сейчас весят неприветливые мужчины из ЧОПов?

Чем сильнее мы верим, что окружены врагами, тем выше вероятность появления лидера-«ястреба», который действительно наживет врагов, что не даст стране пользоваться выгодами от международной торговли.

Вера в неудачи как причина бедности и системы государственного перераспределения, тесные семейные связи и низкая активность женщин на рынке труда — можно приводить много примеров подобных институционально-культурных равновесий.

Вот, например, социологические опросы в России демонстрируют высокое восприятие коррумпированности всех без исключения уровней и ветвей государственной власти и одновременно — готовность отдать государству больше полномочий: регулировать цены, зарплаты, управлять собственностью. Такая законсервированная социальная шизофрения. Низкий уровень доверия друг другу создает спрос на государственное регулирование, которое плодит коррупцию, которая снижает экономический рост и воспроизводит недоверие и нормы патернализма.

Проводить экономические и политические реформы в таких условиях — трудное и неблагодарное дело. Слишком уж крепка иногда хватка истории.

На качество работы бюрократии в разных провинциях Италии влияет опыт независимости городов многовековой давности. Будучи единожды сформированы, нормы гражданской кооперации в северных регионах помогают обеспечивать подотчетность локальных правительств — Луиджи Гуизо с соавторами доказывают это со статистическими данными в руках.

Натан Нунн с помощью сложных эконометрических инструментов обнаружил, что на формирование культуры доверия и кооперации в разных регионах современной Африки до сих пор воздействует географическое распространение колониальной работорговли.

Сегодняшние события в России и на Украине влияют не только на прибыли «Газпрома» и политическое будущее отдельных лидеров — они формируют «картину мира», которая будет влиять на наши решения еще много лет.

Ясно только, что любое проявление агрессии, любая ложь, даже злобные посты в фейсбуке немножко увеличивают количество проблем, которые придется решать нашим внукам. Ответственность и способность беспристрастно воспринимать и оценивать информацию — вот что нужно от каждого из нас.

В общем, «работа предстоит мелкая — хуже вышивания», как писал Евгений Шварц в финале пьесы «Убить дракона».

Автор — научный сотрудник ЭФ МГУ, соавтор учебника по институциональной экономике под редакцией А.А. Аузана

Новости и материалы
В Одессе произошел взрыв
В Армавире пенсионерка избила соседа самурайским мечом
В Запорожье слышны взрывы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
Все новости