Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Десятилетка пустыря

Петр Мирошник о том, почему на месте «России» ничего не растет

В ноябре 2004 года состоялся первый конкурс, посвященный площадке в Зарядье. На тот момент в гостинице «Россия» еще жили постояльцы, но судьба здания была уже решена. С тех пор вот уже десять лет никто не может с уверенностью сказать, когда исчезнет гигантский пустырь у стен Кремля. Открыть новый парк обещали в сентябре 2017 года, но это было еще до операции «Крымнаш», санкций и обвала рубля.

И дольше стройки длился снос

Тогда,в 2004-м, конкурс на реконструкцию гостиницы «Россия» выиграла компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. Через год с небольшим гостиницу закрыли. Полтора года ушло на разборку жилых корпусов. Концертный зал «Россия» простоял еще три года. Потом работы остановились вовсе.

Стилобат – последнее, что осталось от гостиницы, – продолжают разбирать до сих пор.

Таким образом, физическая разборка здания, которая до сих пор не завершена, заняла девять лет – вдвое дольше, чем строительство в 1960-е. Время это почти поровну делится между нынешним и предшествующим руководством города.

Все эти годы на суд публики представлялись проекты освоения Зарядья. Предлагались разные объемы строительства, стили архитектуры и назначение зданий, но ничего не получалось. Не получалось до тех пор, пока из уст президента не прозвучало слово «парк». Дальше был «народный» конкурс, за ним конкурс «международный».

Можно смеяться над такой медлительностью – мэрии, проектировщиков, строителей или того тракториста, чья машина три года простояла без движения в самом центре Зарядья. Но последние новости заставляют думать, что все это специально придумано, что цель – ничто, а движение к ней – все, что коммунизм обязательно наступит, но только до того придется 40 лет походить по пустыне пешком.

После конкурса

Картина за забором почти не изменилась за три года существования идеи парка, зато крайне бурная деятельность развита в информационном пространстве.

Определился проектировщик будущего парка – им стал «Мосинжпроект». Как это ни удивительно звучит, но

конкурс может выиграть один, а проектировать будет совсем другой, а в проекте будет совсем не то же, что предлагалось на конкурс.

Почти в каждом информационном сообщении из мэрии эти неразрешимые противоречия озвучены в соседних абзацах. Примерно так «…Проектированием парка в Зарядье займется «Мосинжпроект»… Напомним, что международный конкурс на проект парка выиграл международный консорциум во главе с американским архитектурным бюро DillerScofidio + Renfro».

Похожие истории часто происходят в Москве. Так было и со стадионом «Динамо», где победил проект реконструкции арены с сохранением исторических стен. Стадион снесли, снесли еще множество строений вокруг, на их месте строится коммерческое жилье, а стадиона нет.

Сообщения информационных служб департаментов московского правительства поддерживают тему, раскрывая все новые подробности будущего Зарядья.Так, несколько дней назад мэр посетил площадку, где ему были представлены макеты участка Зарядья вдоль Варварки, занимаемого храмами и музеями. Очевидно, предложенное на макетах будет с теми или иными изменениями реализовано.

На планшете мы видим новое строительство. Естественно, преподноситься это будет как реставрационное воссоздание.

Помимо колокольни (не существовавшей к началу XX века) и двух корпусов Знаменского монастыря, на макете виден дом Морозовых, который станет самым большим зданием на этой стороне Варварки, заслонив собой перспективу улицы от Варварских Ворот в сторону Кремля. Стоит ли упоминать о том, что в условиях конкурса речь шла о том, что эта часть Зарядья должна быть сохранена в неизменном виде, а проект, признанный победителем, это условие выполнил.

Следующим обстоятельством, перечеркивающим проект-победитель, стало заявление главы департамента культурного наследия Александра Кибовского о том, что в Зарядье будет восстановлена трасса Псковского переулка. Градозащитники такое решение, безусловно, поддерживают. Оно возвращает проектирование в рамки установленные законом для подобных территорий. Более того, закон прямо запрещает на территориях памятников заниматься творчеством, а значит, почти все, что предлагают проекты, занявшие призовые места, не может быть реализовано.

Впрочем, судя по всему, московские власти намерены не просто корректировать проект – он вообще не воспринимается людьми, говорящими от лица города, как данность. Мэр, вице-мэр по строительству, главный архитектор и главы департаментов регулярно делают заявления, из которых, с одной стороны, следует, что они очень усердно трудятся над будущим парком, а с другой – что проект, победивший в конкурсе, не предполагается реализовывать ни в каком виде.

Из сообщений прессы мы узнаем о том, что через год после проведения конкурса перед городскими властями встало множество вопросов, которые по идее должны конкурсу предшествовать.

Сегодня площадь проекта выросла чуть ли не вдвое: к площадке, занимаемой когда-то гостиницей, прибавляются улица, набережная и мост. Варварка должна стать пешеходной, на набережной и мосту изменится схема движения.

Еще одним прибавлением станет здание филармонии площадью 20 тыс. кв. м. Здесь планируется зал на 1500 зрительских мест и 500 машино-мест на подземной парковке. Уже никто не помнит, что изначально речь шла о камерном зале, а его проектирование обещали выставить на отдельный конкурс.

Стоит упомянуть и о том, что в конце года на юго-западе Москвы откроется «Филармония-2», новый специально оборудованный для исполнения классической музыки зал на тысячу мест. Ремонт здания, выстроенного в 1979 году, обойдется федеральному бюджету в сумму более 650 млн руб. Приятно, когда в столице один за другим открываются огромные концертные залы мирового уровня, но в то же время хочется спросить: согласованы ли между собой эти два проекта?

Проектирование филармонии единым пакетом досталось той же организации, которая будет проектировать парк, пешеходную Варварку, что-то на Москворецком мосту, набережную с пристанью, висячий мост, новые объемы вдоль Варварки. «Мосинжпроект» в последнее время получает огромные городские заказы – метро, автомобильные дороги и развязки, стадион «Лужники», теперь еще и Зарядье.

Не только парк

Были сообщения и о том, что московскими властями одобрены планы строительства гостиницы в 45 тыс. кв. м, для чего уже выделено 1,12 га. Этот участок тоже находится за границами, в пределах которых предлагалось проектировать участникам конкурса. Но, находясь за границами первоначального проектирования, участок под новую гостиницу продолжает оставаться частью Зарядья, а на участке продолжает стоять здание –последний сохранившийся здесь жилой дом. Это доходный дом З.М. Персиц, здание 1909 года постройки, имеющее на сегодняшний день площадь вдвое меньшую, чем будущая гостиница. Почему-то каждый раз, когда читаешь «реконструкция», а площадь здания увеличивается вдвое, на ум сразу приходит слово «снос»…

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы, возглавляемая Сергеем Собяниным, 16 октября 2014 года одобрила оформление градостроительных планов земельных участков по адресам: Москворецкая ул., Москворецкая наб., Варварка ул., вл. 6, Варварка ул., вл. 14, стр. 1, 2, для реконструкции парка «Зарядье». Общая площадь земельных участков составляет 15,16 га.

Земельные участки на Москворецкой улице и Московорецкой набережной будут использованы для размещения улично-дорожной сети, а также благоустройства и озеленения. Строительство дорог включено в адресную инвестиционную программу города Москвы на 2014–2016 годы.

Площадь строительства в Зарядье составит около 100 тыс. кв. м.

Это не считая линейных объектов (набережная, пешеходная Варварка, Москворецкий мост), «воздушного моста» над набережной и пристани, которая будет соединена с парком подземными переходами. Наверняка сюда добавятся большие объемы инженерных сетей – подземное Зарядье «Мосинжпроект» знает хорошо. Именно эта организация прокладывала через Зарядье в 1970-е новый коллектор для Неглинки.

Цена растет

Планы московского правительства грандиозны, неудивительно, что оценки стоимости предстоящих работ различаются в разы: Марат Хуснуллин заявил о 6 млрд руб. городских денег, департамент экономической политики увеличил эту цифру до 12 с лишним. А мы все знаем, с какой скоростью растут собаки во время пути. Тем более рубль уже не тот и что с ним будет через три года, вообще неясно.

Здесь уже недалеко до $830 млн, которые десять лет назад Шалва Чигиринский планировал вложить в строительство 410 тыс. кв. м гостинично-офисного назначения. В отличие от инвестпроекта десятилетней давности у сегодняшнего проекта очень много источников финансирования, разобраться в которых не так просто.

Адресная инвестиционная программа города покроет строительство пешеходных зон и транспортную инфраструктуру. Деньги федеральной целевой программы развития индустрии туризма и отдыха могут пойти на парк и гостиницу. На реставрацию памятников Варварки и процедуры межевания деньги пойдут из соответствующих статей городского бюджета. Огромные объемы озеленения и благоустройства ежегодно закладываются в бюджет департамента по благоустройству. Федеральные источники финансирования обязательно будут привлечены для строительства филармонии – этот проект изначально заявлялся как федеральный.

Дух захватывает от фантастической картины будущего, встающей перед глазами. Но

к реальности возвращает вид забора из профлиста, десять лет огораживающего пустырь.

Раньше забор был выше и на нем размещалась самая дорогая реклама, теперь он ниже, а вместо рекламы – фотографии старой Москвы.

Частью пустырь порос лесом, там птицы свили гнезда. Часть его – руины гостиницы, разбирают которые крайне неспешно. А еще пустырь содержит многометровый культурный слой древнейшего после Кремля городского района. И приходится сожалеть о том, что потеряно десять лет, в течение которых в Зарядье мог естественным образом возникнуть уникальный археологический парк.

Нижняя половина стены Китай-города и богатейший культурный слой пока остаются нетронутыми.

Еще есть надежда, что в оставшиеся до объявленного открытия парка три года археологов все же пустят на площадку.

Происходящее в Зарядье принято преподносить если не как победу, то как пример исправления серьезнейшей ошибки предшественника. И все же создается впечатление, что система десять лет борется сама с собой и традиционно проигрывает.

По завершении десятилетнего цикла мы возвратились в исходную точку: строительная машина требует новых больших объемов строительства, озеленения, благоустройства, сносов и реконструкций.

А дети, никогда не видевшие ни гостиницы «Россия», ни парка у стен Кремля, уже ходят в третий класс.

Автор – координатор «Архнадзора»

Новости и материалы
Погиб военкор Семен Еремин
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Названы лекарства, опасные для людей с деменцией
Банки могут обязать предоставлять информацию МВД о переводах цифровых денег
Костомаров рассказал, что с удовольствием хотел бы сделать, если бы у него были руки
В коровьем молоке впервые обнаружили птичий грипп
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin
В Киеве и ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Перми мужчина изнасиловал семилетнюю падчерицу и получил 22 года
В Москве арестовали членов банды из Белгородской области, занимавшихся вымогательством
В Белом доме пообещали сразу возобновить поставки Украине при одобрении конгресса
В Воронежской области объявили опасность БПЛА
Белый дом спросили об атаке Израиля на Иран
Мужчина поджег себя возле здания, где идет суд над Трампом
Все новости