Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крымские мосты

Может ли полуостров стать территорией выхода из войны

Почти год назад, с присоединения Крыма к РФ, началась «война»: горячая – с сотнями убитых и тысячами беженцев — на Украине и холодная в отношениях России с миром. Сегодня, когда стало ясно, что крымчане рискуют надолго оказаться в серьезной экономической блокаде, взаимный прорыв этой блокады мог бы стать мостом для «мировой» в отношениях России с Украиной и Западом.

То, что происходит сегодня вокруг полуострова, похоже на полноценную экономическую блокаду. Это и веерные отключения электричества (Украине не хватает электроэнергии, и отколовшийся от нее Крым страдает первым). И новые санкции США, в результате чего в Крыму перестали обслуживаться карты международных платежных систем Visa и MasterСard. И отмена поездов в Крым со стороны Украины, периодически прекращающей также автомобильное сообщение, но пока, правда, не отказавшейся от доставки на полуостров продовольствия.

В результате крымчане готовятся к встрече Нового года, мягко говоря, не в очень праздничном настроении. В первую очередь страдают, как обычно, простые жители: причем и те, кто голосовал за российский Крым, и те, кто был против.

Политические решения не могут изменить географию и экономику. По объективным причинам Россия и Украина будут вынуждены так или иначе договариваться о фактически совместном снабжении Крыма, даже не признавая право друг друга на эту территорию. Украина — хотя бы для того, чтобы получить уголь, который ей теперь не взять в нужных количествах с разоренного войной Донбасса. Россия — чтобы не превратить жизнь крымчан в полуголодное-полухолодное выживание.

Стратегически Россия не может даже мост через Керченскую переправу построить без согласия Украины, так как он не может не проходить через территорию Азовского моря. Это недавно публично признал глава Крыма Сергей Аксенов. И любой другой прямой транспортный коридор между Россией и Крымом без согласия Украины не построить, не говоря уже об экономических и сейсмологических проблемах реализации подобных глобальных проектов.

Конечно, у России есть «плохие» варианты — дождаться полного распада Украины или предпринять военные действия, чтобы «пробить» прямой транспортный коридор, захватив еще часть территории.

Но экономические издержки войны для России уже сейчас таковы, что в случае ее продолжения Москве явно будет не до Крыма — не выдержит собственная экономика.

Со стороны Украины стратегия наказать блокадой крымчан — и своих, и «предателей», согласившихся стать частью России, — опасна тем, что провоцирует ненависть к новой украинской власти. Но взаимная ненависть «востока» и «запада» и так велика.

Россия уже сейчас вынуждена организовывать снабжение Крыма через Украину. В частности, российские власти заявили о намерении поставлять уголь Украине без предоплаты, поскольку Крым топить тоже нечем. А Украина в ближайшие годы при любом геополитическом раскладе останется основным поставщиком в Крым электроэнергии: собственной крымской генерации для полного снабжения полуострова пока не хватит.

Если Россия хочет действительно развивать Крым в условиях санкций, ей все равно необходимо вести диалог с Украиной.

Если крымчане в обозримом будущем станут жить хуже, их массовые настроения, возможно, и не станут антироссийскими (в Севастополе это вообще практически исключено), но и восторги по поводу «возвращения на историческую Родину» уменьшатся в разы.

Поскольку без Украины в нормализации повседневной жизни Крыма, похоже, не обойтись, можно сделать ставку на Крым как на территорию примирения сторон. Для Украины экономически Крым только обуза, поэтому особо настаивать на его возвращении украинские власти прямо сейчас явно не станут, скорее, сохранят в политической риторике. Но это может быть и не тождественно реальным действиям. А при конструктивном взаимодействии по Крыму и отказе от дестабилизации ситуации в Донбассе вполне вероятно постепенно поправить российско-украинские отношения.

Заодно приблизив ситуацию, когда мировое сообщество гласно или негласно признает Крым российским или хотя бы не будет препятствовать инвестициям в экономику полуострова.

Но все эти рассуждения, отчасти политически циничные, меркнут перед главной целью любых дипломатических консультаций и международных договоренностей. Главное — жизнь и здоровье граждан. Не договорившись, российские, украинские, европейские политики – все вместе — будут нести ответственность за людей, измученных затянувшимся холодом, темнотой и отсутствием возможности отпраздновать Новый год со своими близкими. И это касается и Крыма, и Донбасса.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp