Скришнот игры «The Sims 3: питомцы»
Скришнот игры «The Sims 3: питомцы»
Electronic Arts

Внутренний двор

Читатель «Газеты.Ru» о том, стоит ли жалеть о реальности, ушедшей в интернет

Александр Хомяков

«Из-за страха перед педофилами и киднеппингом мы перестали отпускать детей играть во двор, что спокойно разрешали нам наши родители. Мы запретили детям один двор, они быстро нашли другой — виртуальный», — читатель «Газеты.Ru» о том, насколько безопасен социум в онлайн-играх.

Не понимаю, когда это произошло в нашем сознании, но мы перестали доверять своих детей улице. Может, еще в 90-е, когда нам по фильмам стал знаком киднеппинг, а в прессе стали появляться многочисленные истории про педофилов. Не думаю, что их породила перестройка, это психофизиологическое заболевание, а не политическое. Теперь мы просто стали знать об этом, поэтому стали бояться. Но пострадали не мы, а наши дети. Мы перестали пускать их туда, где мы провели все свое детство, — во двор. Мы слышали от родителей, когда зашнуровывали кеды: «Со двора ни ногой!» Куда и с кем, никто даже не спрашивал.

Наши дети даже не думают сами куда-то идти, пока мама что-то не придумает в сопровождении других родителей. Тогда тоже был телевизор, но происходящее во дворе было куда интересней, потому что это был наш «Дом-2» с живыми людьми, а не с чужими телегероями.

Теперь нет двора, но есть интернет. А в нем новое компьютерное «чудо» — социальные игры. В социальной игре ты можешь общаться с другими героями-участниками. Например, в захлестнувшей сегодняшних детей «Аватарии». Мы сами толкнули туда своих детей, не пустив их во двор. Теперь они в «Аватарии» играют с друзьями в школу, в магазин и в войнушку, спорят, ругаются, торгуются. В общем, как и мы в свое время, получают социальные навыки, но уже в другой реальности. Это их внутренний двор, мы запретили один — они быстро нашли другой, виртуальный. Уже понятно, что наши дети будут жить в другом мире. Только каким он будет?

Трудно предположить то, что еще неизвестно. Так же как в 80-е мы не могли представить мир со смартфонами и интернетом, в котором теперь живем. Тогда вокруг были только бобинники, «адидас» и вокманы. О компьютере только слышали как о большом ящике с перфокартами где-то в университете. Но все же, если взглянуть в суть происходящего во «внутреннем дворе», можно понять некоторые черты будущего.

Я заметил, что в играх нет социального статуса, условных «гуччи» и айфонов, которые сопровождают нас на каждом шагу в реальности. И не потому, что там дети. Нет, в реальной школе дети тоже привыкли соревноваться в наличии статусных вещей.

Но в интернете статусные вещи доступны всем, это же игра. Если социгра становится такой, где статус можно купить только за реальные деньги, поменяв их на виртуальные, то она быстро становится непопулярной: из нее выходят все, кто не может оплатить такой статус. А таких всегда будет большинство. Даже если в игре соберутся все дети высокооплачиваемых родителей, они будут играть между собой, а не с другими, у кого родители попроще. В результате в популярных играх этой «игры в статус» почти нет. И в этом социгра более демократична, чем сама жизнь вокруг нас, в которой мы не можем обойтись без демонстрации статуса даже идущим мимо пешеходам.

Надеюсь, что наши дети через это излечатся от этой вечной социальной болезни, подчиняющей себе все стремления человека.

Сама необходимость быть значимым в социуме — это как раз хорошо и важно. Излечиться, может быть, удастся от примитивного воплощения этой необходимости — заработать и купить статусную вещь, посвятив этому чуть ли не всю свою бедную жизнь.

И еще одно отличие виртуального двора: в обычной соцсети мы еще ощущаем якорь реальности, вынуждены давать там реальные фотографии и сообщать подлинные сведения о себе, так как в соцсети в друзьях у нас те, кто знает нас в реальности. Но в социальных играх такого якоря нет. Социгра — это мир, в котором дети могут сотворить не только что-то вокруг, но и самих себя. Надеть доспехи, выбрать себе аватар, прическу, одежду, дом. И не хуже, чем у других. Поэтому им приходится отличаться друг от друга чем-то другим — своими действиями и личными качествами.

То есть в виртуальном мире остаются только манера общения и жизненные навыки, умственный почерк. Другими словами, то, что не подделать.

Отношения в социгре, как и везде в интернете, прозрачны и могут быть извлечены из лога сети. В «Аватарии» моего ребенка умельцы явно с криминальными наклонностями вынудили заплатить за какое-то обещание. И все бы у них получилось, но SMS с согласием на платеж пришла мне. Мошенников быстро вычислили, а дети не пострадали. Но так бывает только в социгре, в реальной жизни полно страхов, за которые мы платим по-настоящему.

От редакции

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Если у вас есть история, которой вы хотите поделиться с читателями «Газеты.Ru», пишите нам на lo@gazeta.ru