Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Государство срывает маску

Готовы ли граждане спасать себя сами

Государство в России давно привыкло жить отдельно от народа, вспоминая о народовластии лишь во время выборов или когда это нужно самому государству. Теперь резкое усыхание бюджета и все более очевидное устранение начальства от решения реальных проблем граждан могут привести к тому, что и народ начнет жить без государства — обходились же как-то без него в лихие 90-е. Устроит ли людей такой новый общественный договор — большой вопрос, но, кажется, выбор у них небольшой.

В воскресенье, 7 февраля, в день памяти новомучеников, в Липецке по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона состоится крестный ход против гриппа. В минувшие выходные такой же молебен прошел в Карелии. В разгар официально подтвержденной эпидемии гриппа (она уже унесла более сотни жизней) в стране начался дефицит жизненно важных препаратов из официального списка правительства. Как писала «Газета.Ru», производители многих недорогих лекарств приостановили их выпуск, поскольку власти отказались повышать цены. А с нынешним курсом рубля при сохранении нынешних цен производители банально разорятся. Если же резко повысить цены, лекарства станут не по карману тем, кто их покупает. Росздравнадзор и региональные власти, официально отрицающие проблему, в 2015 году были уведомлены о прекращении производства.

Крестный ход против гриппа… Ажиотаж в аптеках, где народ скупает не особо помогающую от вирусов оксолиновую мазь и маски, которые тоже, как говорят врачи, бесполезны для тех, кто еще не болен... Погоня за дорогим тамифлю... И на фоне сообщений о сокращении закупок импортных лекарств интенсивные дискуссии в соцсетях на тему, какие лекарства стоит купить заранее, пока они не исчезли. Как уже покупали заранее впрок гречку и холодильники.

Да что там грипп. Взять хотя бы очередь в Московскую филармонию, где меломаны пытаются запастись абонементом на год, поскольку понимают, что за год рубль опять подскочит, а доходы опять упадут — и уже не послушаешь любимых исполнителей «живьем». Все это — приметы новой жизни. Ветер перемен, как любили говорить в конце 80-х годов прошлого века. Народ же наш — тот самый, привыкший, что все решает начальство, что оно и обязано «кормить своих крестьян», — если не умом, то подсознанием чувствует: к начальству обращаться, конечно, можно и дальше, оно, конечно, обязано. Но не будет. А потому — пришла пора спасать себя самим.

Власть уже даже не пытается делать вид, что контролирует ситуацию с теми же лекарствами.

Из Минздрава идут странные заявления, что ситуация с медикаментами стабильная (стабильно хорошая или стабильно плохая — деликатно не уточняется). Из правительства доносятся отголоски споров о том, какие налоги повышать в первую очередь, и сообщения, сколько денег из антикризисного плана на 2016 год, который экстренно сочиняет кабинет министров, урезал Минфин. Ввиду их отсутствия.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — не новая для россиян формула жизни. Вопрос в том, как спасаться. Возможности что-то сделать в ситуации практически неуправляемого штопора, в который загнала себя пикирующая к новым геополитическим высотам страна, у нас, в силу неработающих институтов народовластия, сильно ограничены. Ну, гречки купить. Или медицинскую маску, чтобы, не дай бог, не заболеть, потому что в стране растет безработица, а тут тебя и уволят сразу после того, как принесешь больничный. Ну, для души успеть купить абонемент в филармонию. Помолиться, опять же, чтобы грипп не настиг — если лекарства уже в дефиците, может, Бог поможет?

Те, кто могли собрать чемодан и уехать, по большей части уже уехали.

Оставшимся в стране, все более напоминающей самолет с экипажем, который прямо в полете занимается какими-то своими делами и не очень следит за маршрутом, уже не сказать: «Остановите, я слезу».

Осознанию простой и естественной для ответственного гражданина демократической страны мысли «Я сам за себя в ответе» сейчас активно помогает политика государства. Оно говорит «сами виноваты» валютным ипотечникам, поверившим в обещания стабильности. Оно говорит «мы вас туда не посылали» добровольцам, отправившимся в Донбасс, уверовав в пропаганду «русского мира», который срочно надо не то строить, не то спасать. И даже крымчанам, которые «сами хотели в Россию», теперь не дают роптать на отсутствие электричества или возникшую «внезапно» необходимость гасить долги по кредитам — теперь уже не украинским, а российским банкам. «Сами хотели — терпите».

Рано или поздно при таком развитии событий людям придется набраться мужества и осознать, что они действительно во многом «сами виноваты».

Не только проклятый Обама, при котором мы никогда не жили так плохо. Не только зловредная «старуха Меркель», украинские «фашисты» и запрещенное в России ИГИЛ (организация запрещена в России). Но в первую очередь мы сами. Это будет — если будет — тяжелое прозрение. И не факт, что оно скоро произойдет, потому что осознать и принять такое — тяжело и больно. Потому, как известно, людей одурачить легче, чем убедить в том, что их одурачили.

Вот только какую цену заплатит нация за прозрение, которое рано или поздно случится? Сколько людей станут жертвами импортозамещения суррогатами, «стабильных» поставок лекарств, с которыми уже начались перебои, инфляции, которая делает и без того низкие пенсии и зарплаты большинства россиян просто нищенскими? Стремительное бегство страны от будущего под призывы «не повторить лихие 90-е» привело нас, кажется, именно туда.

Впрочем, есть и хорошая новость. Может быть, через эти дикие в XXI веке крестные ходы против гриппа вместо использования антивирусных препаратов, на фоне попыток государства открыто отказываться от социальных обязательств постепенно начнется взросление нации. Отделение народа от государства в хорошем смысле. Еще раз, если в 1990-е, с первого раза, не получилось. Это же мы платим налоги, на которые живет государство. Это же оно для нас, а не мы для него.

Денег у страны действительно все меньше. Экономика, которая могла бы их зарабатывать, не создана. Если государство прямо на глазах перестает быть кормильцем, а «кушать хочется», россияне волей-неволей вспомнят вторую свою традиционную привычку, кроме любви к начальству, которое все решает за нас. Ту самую привычку к выживанию в самых тяжелых условиях. Свое потрясающее умение героически преодолевать любые трудности, которые мы сами себе создаем. Некоторые называют это патриотизмом.