Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Отрезвление Пальмирой

Почему у России вряд ли получится выиграть войну в Сирии «за Асада»

Шансы довольно быстро вернуть контроль сирийских властей над Пальмирой есть: самим боевикам запрещенного в России ИГ* город без особой надобности, их больше интересовали пиар-эффект этого прорыва да запасы вооружения со складов сирийской армии. Но сама история показывает, насколько рано в России попытались представить войну в Сирии как окончательный и бесповоротный триумф нашего оружия и высокого геополитического искусства.

Россия вмешалась в сирийский конфликт осенью 2015 года со вполне прозрачной политической целью сгладить последствия войны на Украине. Официальный предлог — принять участие в борьбе с уже запрещенным к тому времени в нашей стране «Исламским государством» (организация запрещена в России).

Взятие в марте 2016 года Пальмиры сирийской армией при поддержке российских военных — до сих пор главный успех нашей страны в сирийской кампании.

До этого момента Пальмира почти год находилась в руках варваров из ИГ, устраивавших публичные казни на улицах города и уничтожавших великие памятники прошлых тысячелетий, которыми богат этот всемирно известный город. После освобождения Пальмиры даже на Западе стали активно говорить и писать, что Россия воюет в Сирии гораздо эффективнее международной коалиции из 60 с лишним государств во главе с США.

И в России пытались использовать этот эффект — апогеем кампании стала трансляция 10 мая 2016 года в прямом эфире ВГТРК прямо из освобожденного города концерта «С молитвой о Пальмире» с участием двух знаковых лично для Путина музыкантов — дирижера Валерия Гергиева и виолончелиста Сергея Ролдугина. Так мы показывали всему миру, что освободили от варваров одну из жемчужин древней цивилизации. Что несем миру свет и добро.

Шли разговоры о совместном с сирийскими властями и Западом восстановлении утраченных сокровищ Пальмиры.

И вот спустя девять месяцев, в которые вместились мучительные и безрезультативные переговоры России и США по судьбе Алеппо, безуспешный штурм иракской армией главного оплота ИГ в Ираке — Мосула, боевики ИГ неожиданно и почти моментально опять берут Пальмиру.

А сирийские власти сообщают лишь о 80% мирных жителей, которых удалось эвакуировать. Получается, более чем за полгода местные чиновники и военные оказались не в состоянии установить прочный контроль над одним из важнейших, с точки зрения престижа Сирии в мире, городов своей страны.

Падение Пальмиры стало большой проблемой и для России. Оно случилось тогда, когда Асад при активной поддержке российской армии (в эфире телеканала «Россия 1» 11 декабря впервые за все время сирийской кампании даже был показан сюжет о том, как российские военные участвуют в наземных операциях в Сирии) почти взял Алеппо, второй по величине город страны.

Парадокс в том, что если Пальмиру войска помогали освобождать действительно от боевиков ИГ, то в Алеппо их как раз не было. Пока Россия боролась там с другими противниками Асада, боевики ИГ оказались в состоянии перегруппировать силы и успешно напасть на Пальмиру.

Даже если асадовцам удастся быстро отбить Пальмиру обратно, для России это серьезный урок.

Во-первых, что вряд ли стоит так громко пиариться на чужой войне. Во-вторых, хорошо бы осознавать всю сложность политической и военной обстановки в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, если уж мы решаемся ввязываться в такие масштабные геополитические игры. Если так долго в Сирии ничего не получалось у США и коалиции из 60 с лишним стран, нет никаких оснований полагать, что быстро получится у России.

Проблема не в том, что «Обама слабак». Ситуация в Сирии давно запущена, гражданская война там полыхала до появления ИГ и точно не исчерпывается одним сюжетом борьбы с этими головорезами.

Располагая средствами космической разведки (в частности, Минобороны РФ радостно сообщало нам, как с их помощью мониторит штурм Мосула), военные упустили из виду марш-бросок ИГ в Сирии. Налицо явный провал разведки. Если наши военные знали о подготовке наступления на Пальмиру заранее, как утверждают сейчас, пытаясь свалить всю вину на приостановку боевых действий западной коалиции, то почему не приняли никаких мер?

Похоже, основные усилия России были сосредоточены на том, чтобы выбить боевиков различных антиасадовских группировок из Алеппо, затем выдавить боевиков из Идлиба в Турцию (откуда они и пришли), а потом открыто договориться о разделе сфер влияния в Сирии (с Турцией уже вроде бы договорились) и уйти оттуда победителями. И все вроде бы шло по плану, но забыли про фактор ИГ.

России рано или поздно придется ответить на главный вопрос: что будет с режимом Асада?

Сейчас он держится только благодаря военной помощи Ирана, России и проиранской группировки «Хезболла», которая считается на Западе и, естественно, в Израиле террористической — на ее счету тысячи терактов. Но сам режим Асада, как показывает падение Пальмиры, — слаб. Слабы его собственные военные ресурсы. Сможет ли такой режим гарантировать в будущем безопасность российских военных баз? Или России придется каждый раз вмешиваться в очередную войну с очередной антиасадовской группировкой и спасать очередной сирийский город?

Может быть, взяв Алеппо, было бы разумнее провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами и установить в Дамаске более прочный режим на основе политических компромиссов. А не держаться за Асада, не имея ни малейших гарантий в будущем.

Похоже, раздел Сирии становится единственным возможным способом выхода как России, так и коалиции во главе с США из этой войны без потери лица. Впрочем, для России уход из Сирии не будет особенно болезненным ударом с точки зрения внутреннего рейтинга — россиянам, по всем опросам, эта война, в отличие от украинской, не так интересна. Крушение режима Асада не будет воспринято ими как какое-то страшное внешнеполитическое поражение — наших граждан судьба сирийской власти мало интересует.

Россия в Сирии вернулась в большую мировую политику, и, вероятно, этим стоит удовлетвориться. Потому что цепью сплошных побед такое возвращение быть не может.

Война в Сирии слишком сложна, в ней слишком много сторон, и у нее слишком много разных причин, чтобы Россия могла ее окончательно выиграть «за Асада».

Новости и материалы
20-летнему жителю Мордовии дали 15 лет тюрьмы за поджог подстанции
Ювелир заявил, что обручальное кольцо Николая Баскова стоит как московская квартира
В Гидрометцентре предупредили о надвигающейся песчаной буре из Ливии
В России заявили, что США давят на Мексику в вопросе полетов россиян на Turkish Airlines
Британия вступила в схватку за Среднюю Азию
Логопед объяснила, как распознать у ребенка ранние признаки задержки речевого развития
Чиновники в Вашингтоне не верят в успехи ВСУ на поле боя
В Одессе решили сохранить проспект Гагарина
Словацкий евродепутат пронес на заседание Европарламента голубя
Ученые ускорили производство синтетических алмазов в сотни раз
В России разрабатывается новая линейка морских беспилотников
В Иране состоялась премьера фильма «Опьяненные любовью» с Ханде Эрчел
Счетная палата выяснила, в больницах каких регионов слишком много управленцев
Названа причина, почему болельщики не понимают российских футболистов
Стало известно, на что россияне предпочитают жертвовать на благотворительность
Врачи столкнулись с необычным побочным эффектом при лечении рака
Стали известны подробности морального и физического состояния Тимура Иванова в СИЗО
Новым титульным спонсором Ferrari в «Формуле-1» стала компания из США
Все новости