9 марта стало известно, что фотография с баннером оказалась смонтированной, сообщает RTVi. Фотокорреспондент телеканала Алексей Абанин отметил, что не видел прохода кого-то из активисток на Угловую Арсенальную башню. В ФСО также заявили, что «проникновений на охраняемые объекты не было».
Wikimedia Commons

Национальная идея — фотошоп

Почему в стране процветает производство фейков

Акция участниц движения феминисток на 8 Марта в Кремле обернулась скандалом. Оказалось, что одна из фотографий акции была сделана с помощью фотошопа, что сильно испортило имидж всей кампании. Фейковых новостей и фотографий становится все больше, причем на всех фронтах. Раньше казалось, что в фейк-пространстве работают в основном провластные пропагандисты и профессиональные лжецы от политики. Теперь выяснилось, что эта игра увлекает всех. А значит, и веры меньше всем.

Представители СМИ, освещавшие акцию феминисток, как выяснилось, видели далеко не все то, о чем написали. Они видели активисток в Кремле, активисток задержала полиция, а уж потом от организаторов акции они получили пресс-релиз.

Именно в нем содержалась самая красочная деталь — фотографии с растяжкой «Национальная идея — феминизм», которую активистки якобы вывесили на Кремлевской стене и на одной из башен. Собственно, и новости в основном были не о задержании активисток (мало ли у нас активистов самых разных общественных организаций задерживают), а о скандальных фото из пресс-релиза.

Это было действительно смело. Да, иные корили девушек за лозунг «200 лет мужчины у власти» (например, известная журналистка Юлия Латынина, изящно подколовшая их в том аспекте, что, мол, президент Яровая феминисток, очевидно, устроила бы), но в целом первоначальное впечатление было произведено.

Прокрасться мимо сотрудников ФСО на охраняемый объект с растяжкой и файерами. Действительно новость.

Однако довольно быстро сетевые эксперты обнаружили на одном из снимков признаки обработки графическим редактором. Оказалось, что значимая часть акции — фальсификация. Что в большой степени обнулило смысл всей затеи, а скорее даже дало отрицательный эффект. По крайней мере, общественность разразилась довольно гневными проповедями на тему «так нельзя».

Неумные попытки оправдать организаторов акции, как и неумные попытки их самих оправдываться, были из серии: «Ну и что, что не было такого, это же для привлечения внимания, а тот, кто против, — тот просто пытается очернить нашу борьбу».

Но такая позиция ущербна, ибо позволяет оправдать вообще любую ложь, если та оправдана вольно понимаемой «борьбой за идеалы».

Конечно, тут речь не конкретно про данную акцию — ведь с фотошопом активисты экспериментировали и ранее, но в основном — провластные. В разгар больших лесных пожаров в августе 2010 года активисты «Молодой гвардии» опубликовали фото с «тушения пожаров», где целый ряд деталей был добавлен фотошопом. В частности — дым от пожаров, а фото были взяты с совсем другого мероприятия 2008 года.

Некоторым младшим товарищам тогда довольно доходчиво объяснили, что так делать не стоит. Кстати, в комедийном скетч-шоу «Даешь молодежь» обыграли этот скандал в следующем виде: выдуманное провластное движение «Юная Россия» устраивало патриотическую акцию и в фотошопе раскрашивало Спасскую башню Кремля в цвета российского флага. Ничего не напоминает?

Может, все бы и стало поспокойнее после начальственных объяснений и доброго стеба юмористов, но очень некстати случилась война на Украине. Тут отрасль производства и воспроизводства фейков развернулась по полной. Телеканалы придумывали даже людей, которые в одном эфире выступали как пострадавшие от бомбежек жители Донбасса, а буквально в следующем были уже карателями из добровольческих батальонов. В мае 2014 года в эфире «России 1» был показан ролик о событиях в Донбассе, снятый на самом деле в 2012 году в Кабардино-Балкарии во время контртеррористической операции. Телеведущий Эрнест Мацкявичус был вынужден оправдываться у себя в блоге.

Что, впрочем, не помешало и российским, и украинским телеканалам и дальше гнать в эфир, скажем мягко, непроверенные видео и давать непроверенные новости.

Можно вспомнить и российский парламент предыдущего созыва, где новости-фейки были просто поставлены на поток. «Депутаты хотят запретить» — далее можно было по списку подставить практически все, что угодно. Причем при внимательном рассмотрении оказывалось, что «депутат-заднескамеечник Пупкин» и впрямь нечто подобное ухитрился заявить, но его заявление никак нельзя экстраполировать на всех.

Чтобы предоставить отчет о проделанной работе, ничего при этом не делая, чиновники научились пользоваться графическими редакторами. В фотошопе в последнее время у нас чинят дороги, убирают снег и устанавливают адресные таблички на домах. Нередко из-за этого прощаются с работой, но нередко (если чиновника на фейке не поймали) и продвигаются по службе.

Мы живем в информационном мире, и ориентироваться в этом мире становится крайне сложно. Потому появление фейков неизбежно.

И фейкотворчество, как быстро уясняют себе даже начинающие пиарщики, примерно настолько же эффективно, как и настоящие новости.

СМИ, конечно, пытаются фильтровать откровенные фальсификации, но получается далеко не всегда. Виртуальная реальность привлекательна, фейки производятся часто людьми весьма талантливыми. То есть хорошо представляющими, как «продать» несуществующую новость СМИ.

В этом плане девушкам-феминисткам, сделавшим фотографию, надо отдать должное — один раз они обвели многих вокруг пальца. Но оставили при этом весьма неприятный осадок: раньше казалось, что в фейк-пространстве работают в основном провластные пропагандисты и профессиональные лжецы от политики. Теперь выяснилось — нет, эта игра увлекает всех.

В российском обществе в целом существует проблема недостатка доверия. Как выстраивать долгосрочные стратегии, если ради сиюминутного успеха любой может попытаться тебя надуть?

Причем это ничего ему не будет стоить, ведь никаких даже серьезных репутационных издержек он не понесет, оправдавшись мифической «целесообразностью».

Это известная проблема: недоверие является одним из мощнейших тормозов национальной экономики. И фокус даже не в том, что бизнесмену надо собрать много бумажек, а в том, что завтра к нему может прийти проверка и обнулить законность вчера собранных бумажек.

Это крайне серьезно, ведь у фотошопного акционизма и фейковых новостей есть оборотная сторона: по мере накопления негативного опыта доверие пользователей вообще к любым новостям будет падать. Сегодня мы все меньше верим пропагандистским «новостям», завтра не поверим феминисткам (ибо уже ученые), послезавтра — современным художникам, дальше — перестанем верить кому бы то ни было вообще.