Алексей Куденко/РИА «Новости»

Мы всем довольны

Почему компенсация семье погибшего сотрудника ГИБДД вряд ли порадует общество

«Газета.Ru»

Родственники инспектора ГИБДД, насмерть сбитого на Новом Арбате автомобилем со спецномерами, получили щедрую компенсацию. Родные сообщили СМИ, что «не имеют ни к кому претензий». Скорее всего, это означает, что громкое дело спустят на тормозах, и в этом мало утешительного для общества. И потому, что едва ли подобная выплата станет прецедентной. И потому, что события лишний раз подчеркивают, насколько так называемые силовики отгорожены от остальных граждан.

Напомним: в конце сентября 32-летнего инспектора Сергея Грачева сбил автомобиль с номером из серии АМР. Водитель не заметил инспектора в свете фар встречных машин, Грачев получил страшные травмы и скончался на месте. Свидетели аварии утверждают, что водитель авто со спецномерами попросту скрутил их со своей машины и уехал с места на другом автомобиле, также принадлежащем спецчасти.

В своей редакционной статье сразу после аварии «Газета.Ru» писала, что государству необходимо провести максимально открытое и гласное расследование этого ДТП, а не «решать вопросы» в узком кругу.

Ведь создание системы «опричников», людей отдельного сорта, выглядит дико в современном обществе.

Но вышло, кажется, совсем не так. О том, как идет разбирательство резонансного ДТП, информации крайне мало. Зато СМИ выяснили, что, не дожидаясь рассмотрения резонансного дела в суде, вдове и детям погибшего выделили новую трехкомнатную квартиру, а родителям — по разным данным — от 2 до 4 млн руб. компенсации и пожизненую пенсию по утрате кормильца.

«Мы остались довольны», — заявила мать инспектора.

Компенсация по российским меркам, действительно, очень щедрая, особенно с учетом того, что при других резонансных ДТП с участием «авто особого значения» виновными зачастую и вовсе признавали самих погибших. Естественно, без всякой компенсации.

Достаточно вспомнить столкновение на Ленинском проспекте в 2010 году «Мерседеса» вице-президента «ЛУКойла» Анатолия Баркова с «Ситроеном», пассажиркой в котором ехала известная акушерка Вера Сидельникова. Тогда многие СМИ и эксперты сошлись во мнении, что Барков выехал на встречную полосу, но суд, тем не менее, встал на сторону бизнесмена.

Скандальной славой пользовался и бывший замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов, машины которого регулярно оказывались виновниками ДТП, но сам он продолжал благополучно отвечать за «безопасность на транспорте» в масштабах страны.

В самых успокоительных для гражданского общества случаях, как после аварии, в которую угодил бывший губернатор Свердловской области Анатолий Мишарин, виновным признавали водителя «большого начальника», но, опять же, не его самого. О щедрых компенсациях также ничего не сообщалось.

На этом фоне действительно можно порадоваться тому, что государство оценило хотя бы одну человеческую жизнь выше своей обычной мерки.

Ну а то, что этого оказалось достаточно, чтобы удовлетворить родственников погибшего, остается только принять как факт. В конце концов, это личное дело близких погибшего.

На этом радость и принятие заканчиваются — остаются трудные вопросы, значимые уже не для конкретных людей, а для всего общества. Первый из них — все-таки судьба водителя, сбившего Грачева. Дело со смертельным исходом трудно просто взять и закрыть «по соглашению сторон» — виновный должен быть установлен, и в идеале понести наказание. Учитывая, что родственники погибшего сотрудника ГИБДД ни к кому «претензий» не имеют, не закончится ли все тем, что сбившего просто оправдают, или даже признают виновным самого Грачева?

Может, конечно, шоферу машины с номерами АМР и достанется от начальства (ведь он доставил немало неприятных хлопот своему руковдству) но то ли это, чего ждет общество?

Ведь ожидание честного и непредвзятого разбирательства — это вовсе не вопрос жажды отмщения, а совершенно справедливое желание чувствовать себя в безопасности — если не на дорогах, то хотя бы в суде.

Если же «справедливость» достигается путем закрытых договоренностей между различными группами силовиков, то какое значение имеет это для всех остальных граждан, кроме раздражения? Это лишь очередное свидетельство нашей печальной данности: для своих — все, или, как минимум, несколько миллионов рублей, для остальных — самый гуманный суд в мире?

Можно сколько угодно сокрушаться о том, что тот закон, по идее, единый для всех, в России не работает. Но важно понять, прежде всего, что и «понятия» (то есть, переводя с блатного, представления о справедливости) распространяются далеко не на каждого. И если завтра под машину с мигалкой попадет человек без погон и без выхода на властный «ресурс», не сработают, вероятно, и они.

Почти очевидно, что переговоры о компенсации семье Грачева рассказали бы об этом деле куда больше любого суда. Можно предположить, что их вело вышестоящее начальство. И вот на этих гипотетических переговорах были четко обозначены различные «цены», существующие в российских реалиях, а также, кто должен платить. За нарушение правил дорожного движения, за разрешения межведомственного конфликта, за молчание заинтересованных сторон, за жизнь человека.

Но едва ли мы узнаем детали этих переговоров в ближайшее время, а темные пятна на большой картине лишь умножают недоверие.

Основной же политический вывод, который можно извлечь из этой истории, состоит в том, что в нынешней российской системе власти все еще неплохо отработан механизм сглаживания межведомственных конфликтов. Впрочем, едва ли можно признать удовлетворительной работу того государства, главное достоинство которого в том, что люди в погонах умеют «договариваться».