Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Цирк запретов: к чему ведет дрессура россиян

Почему в России так много желающих превратить государство в дрессировщика

Попытка потомственного дрессировщика тигров Эдгарда Запашного публично настучать президенту России на бизнесмена Михаила Гуцериева очень соответствует духу времени. В России стало слишком много желающих запрещать, контролировать, объяснить молодежи, как она должна жить, куда ходить и что смотреть. Власти уже даже приходится сдерживать особо ретивых «дрессировщиков».

Долгоиграющий скандал вокруг фильма «Матильда» (как только его разрешили — все посмотрели, увидели убогий художественный уровень и моментально замолчали, поскольку обсуждать и осуждать было просто нечего). Запреты концертов молодежных групп и исполнителей по всей России — даже вроде бы далеких от политики (президент и на заседании Совета по культуре, и на итоговой пресс-конференции дважды повторил, что «не пущать — не наш метод»).

И вот – новый громкий скандал в нашем «цирке запретов».

15 декабря во время заседания Совета по культуре при президенте руководитель Большого московского цирка Эдгард Запашный пожаловался Владимиру Путину, что концертный зал «Амфион», который строит в Сколково владелец группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, якобы станет постоянной стационарной площадкой в России канадского Cirque du Soleil. Жалоба была выдержана в классическом духе публичного доноса.

Сначала Запашный обвинил цирк Cirque du Soleil в «профессиональном преступлении» — мол, он «на постоянной основе» переманивает из России кадры. И предположил «страшное»: что теперь «они еще и школу здесь откроют».

Хотя как раз задача самого Запашного на посту руководителя Большого московского цирка создавать такие финансовые и творческие условия, чтобы российские цирковые артисты не становились «легионерами» и оставались работать дома. Тем более, что его цирку помогает государство, а Cirque du Soleil канадский бродячий актер и глотатель огня Ги Лалиберте создавал с нуля. Правда, цирковые артисты привыкли работать по всему миру и никого это давно не смущает. Кроме Эдгарда Запашного.

Опять же, чем бы нашем цирковому искусству помешала школа одного из лучших цирков мира. В таком случае наши будущие артисты получали бы прекрасный опыт как раз дома.

На профессиональных «грехах» канадского цирка Запашный не успокоился. Решил приплести большую политику. «Во времена, когда Канада очень активно вводит против нас санкции, мы вдруг почему-то становимся гостеприимными», — сказал он. Вместо того, чтобы радоваться, что знаменитый канадский (на самом деле – давно космополитический и общемировой, с интернациональной труппой со всей планеты) цирк хочет больше работать в России, несмотря ни на какие санкции.

Наконец, чтобы добить «конкурента», Запашный намекнул на недостаточный патриотизм Гуцериева, заявив, что его инвестиции «были бы полезны для нашего российского искусства». Тоже весьма странное обвинение, с учетом того, что Гуцериев фактически содержит существующий еще с советских времен, с 1971 года, телевизионный конкурс «Песня года» и кормит своими произведениями (как поэт) весь отечественный шоу-бизнес.

Сам бизнесмен пообещал подать в суд и уточнил, что отношения с Cirque du Soleil ограничатся арендным контрактом, а не стационарной площадкой, что никакой канадской цирковой школы никто строить в России не собирается (впрочем, этого и правда жаль).

Даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову пришлось комментировать этот цирковой сюжет. Песков заявил, что государство должно поддерживать отечественный цирк, не ограничивая при этом работу иностранных компаний.

Вообще попытки деятелей культуры руками власти устранять конкурентов или добиться финансирования «единственно правильного цирка» (в широком смысле слова) — достаточно обычная вещь для России. Как и запретительский раж. Но как-то дико в современном мире звучит аргументация по поводу «переманивая кадров». Россия — открытая страна. Мы сами с удовольствием «переманиваем кадры» у других государств — в спорте, бизнесе, искусстве. Некоторые из этих кадров, например, греческий дирижер Теодор Курентзис, стали важными фигурами российской культурной жизни.

Российские люди тоже имеют полное право пробовать реализовать себя и зарабатывать деньги за пределами страны. А такие звезды как Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, наоборот, несут Россию всему миру.

Конечно, хочется, чтобы наши лучшие молодые ученые, артисты, спортсмены оставались в России. Но для этого надо им создавать достойные условия здесь, а не закрывать страну железным занавесом нелепых запретов и ограничений.

Нелепо надеяться, что в современном мире сработают советские рецепты воспитания молодежи. Они, кстати, и в СССР срабатывали не очень — были там и молодежные банды, и дворовая шпана, и подростковый алкоголизм. Сейчас у молодых людей с помощью того же интернета неимоверно расширились горизонты.

Если не найти достойную работу, то хотя бы получить массу информации и самим попробовать разобраться в жизни, попробовать ее на вкус.

Никто не говорит, что нельзя запрещать ничего вообще. Просто ограничения, во-первых, должны быть исполнимыми (в том же интернете этого добиться крайне сложно), а, во-вторых, разумными. Иначе можно получить прямо противоположный эффект — к нам перестанут приезжать знаменитые артисты, а молодежь массово захочет «валить из Рашки», где все равно «нечего ловить».

В современном мире расширившихся возможностей получения информации и широкого набора развлечений любые запреты — очень тонкая материя. Система культурных запретов на уровне добровольно принятых в обществе правил — гораздо эффективнее писаных законов и глупых чиновничьих инструкций. И уж точно не нужно уговаривать что-нибудь еще запрещать российскую власть. И так невозможно вспомнить, что нам разрешали именем государства в последние годы — а вот число запретов множится постоянно.

Стало ли наше общество от этого добрее или умнее? Ответ может дать каждый человек, исходя из собственного опыта. Но вряд ли мы стали в последние годы как-то резко лучше.

«Единственно правильного цирка» (на него, конечно, не грех и бюджетных денег выбить) не бывает. Тем более, если его предлагает создать дрессировщик. По мнению многих людей, сами дрессировщики просто мучают невинных животных на потеху публике. Не хватало еще дополнительно мучать других людей. Насильственная дрессировка нации с кнутом и поощрительным кусочком лакомства за правильно выполненное задание дрессировщика — точно не лучший способ воспитания достойных граждан страны. Как и железная клетка на манеже — точно не лучший дом для нормального современного человека.