Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как догнать Америку: репутация имеет значение

Почему в глобальных рейтингах университетов не меняются лидеры, и каковы перспективы российских вузов

В новом рейтинге лучших университетов мира первые строчки вновь заняли американские университеты американцы. За последние несколько лет российские вузы серьезно улучшили свои позиции, но каждый новый шаг продвижения по лестнице рейтинга будет все более сложным.

10 июня британское рейтинговое агентство QS опубликовало результаты институционального рейтинга лучших университетов мира (QS World University Rankings, QS WUR). В 2020 году оценку прошли более 1 тысячи университетов из почти сотни стран. Последние пять лет первая десятка лучших вузов мира остается без изменений, в нее входят 5 американских университетов, 4 английских и 1 швейцарский университет. Первая тройка также стабильна – это Массачусетский технологический институт, Стенфордский и Гарвардский университеты.

В 2020 году в топ-лист рейтинга QS вошли 28 российских университетов. Лидером среди отечественных вузов традиционно является МГУ, который в этом году поднялся до 74 места. В третью сотню входят госуниверситеты Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, а также МФТИ, МГТУ им. Баумана и НИУ ВШЭ. Все они, как и Высшая школа экономики, которая вошла в число 300 лучших университетов мира, улучшили свои позиции в QS WUR.

Такие позиции вузов из России в этом и других международных рейтингах отчасти связаны с тем, что до 2013 года российские университеты предоставляли в рейтинговые агентства свои анкеты факультативно. В частности, с 2009 года в этот процесс включились МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ. А для большинства вузов участие в рейтингах началось в 2013 году и связано с запуском программы глобальной конкурентоспособности российских университетов известной как «Проект 5-100».

На сегодня эта программа дала отличные результаты. Если на старте в мировом рейтинге QS было только 14 вузов (МГУ занимал 116 место, в топ-300 входил только СПбГУ), то сейчас российское представительство удвоилось, при этом 17 вузов из 28 – это участники Проекта 5-100, МГУ уже в первой сотне, 6 вузов в топ-300, 17 в топ-500. Это тем более впечатляющий успех, если учесть, что проекты академического превосходства, аналогичные Проекту 5-100, с 90-х годов прошлого века стартовали в разных странах и подкреплялись серьезными финансовыми ресурсами. Например, Китай представлен в первой сотне QS WUR 4 университетами, тогда как проекты академического превосходства в этой стране реализуются с большими инвестициями с 1992 года.

Стоит также отметить, что российские университеты за столь короткий срок совершили настоящий глобальный репутационный прорыв. А это крайне важно для продвижения в рейтинге, ведь в QS WUR примерно 70% составляет именно репутация и цитирование научных статей и только 30% приходится на статистические показатели университета. Собственно, репутация – это именно то, что позволяет лидерам удерживать свои позиции много лет.

Оценка репутации базируется на системе открытых опросов экспертов-сотрудников университетов из разных стран мира (база включает более 100 000 экспертов) и экспертов-работодателей, которые нанимают выпускников вузов на работу. Для репутации очень важно, чтобы университеты имели значимые исследования, цитируемые публикации, входили в научные коллаборации и сети, имели интересные и наполненные качественной информацией о разных аспектах своей жизни сайты, были представлены на различных международных мероприятиях, прежде всего образовательных и научных выставках и конференциях и т.д. Иметь серьезные научные результаты, конкурентоспособных ученых, уметь продвигаться в научном и образовательном пространстве оказалось непросто.

Российские университеты продемонстрировали в последнем рейтинге очень хорошую динамику репутационных показателей. Например, НИУ ВШЭ в этом году по показателю академической репутации поднялся сразу на 50 мест, а за последние 5 лет – более чем на 300 позиций. Участие в Проекте 5-100 позволило университетам не только создать сильные лаборатории, пригласить на работу известных ученых, вовлечь молодежь в исследования и преподавание, но и освоить разные инструменты продвижения своих результатов.

Университеты Проекта 5-100 не только сами научились применять разные управленческие практики, но и постоянно делятся ими со всей системой образования: это и открытые семинары, и курсы повышения квалификации, и стажировки. Одной из недавних инициатив университетов было создание сайта методической поддержки университетов keep-learning.globaluni.ru, позволившего российским вузам оперативно знакомится с практиками перехода на дистанционное образование.

Усилия университетов позволили им сначала медленно, а затем все быстрее наращивать свою репутацию, продвигаться в предметных рейтингах, а затем и уверенно двигаться в институциональных. По ряду показателей российские вузы уже имеют высокие результаты. Например, соотношение студентов и преподавателей традиционно является одним из лучших для российских университетов (по этому показателю 12 российских вузов входят в топ-100), а показатель доли иностранных студентов у отечественных вузов выше среднемирового уровня.

По показателю, учитывающему цитируемость публикаций, университеты из России показывают положительную динамику (например, НИУ ВШЭ с 2013 года улучшил свои показатели по цитированиям в 10 раз), хотя в целом они еще и не дотягивают до среднемировых значений по большинству предметных направлений. Но имеющийся тренд роста цитирований подтверждает верность выбранной стратегии в отношении улучшения качества исследований.

Приходится обращать внимание на то, что международным языком общения ученых в мире остается английский. Здесь стоит упомянуть об опыте университетов-участников Проекта 5-100, которые практически в первый же год проекта внедрили в практику своих университетов, так называемые центры академического письма, на базе которых специалисты помогают ученым представлять научных результаты на английском языке, проводят обучение и консультации по применению профессионального научного языка.

В целом, лестница рейтинга, как поход в гору: когда только начинаешь восхождение, двигаешься быстро. Но, приближаясь к вершине, скорость замедляется. В рейтинге такой же эффект: университеты с позиций 800+ могут перемещаться год за годом на 20-30 позиций только за счет эффекта наращивания потенциала по одному показателю. Например, 8 российских университетов смогли за 5 лет продвинуться на 200 – 300 позиций, что создает хороший задел дальнейшего продвижения.

Но вот уже с позиций ТОП-300 такую динамику иметь очень сложно, здесь нужно демонстрировать сбалансированное развитие. Должны быть и хорошие публикации научных результатов, понятные и интересные мировому сообществу (их должны цитировать), и репутация университетов как сильных исследовательских и образовательных центров, то есть должны быть привлекательные конкурентоспособные образовательные программы, интересные как российским, так и иностранным студентам. Это и масштабные конференции на базе университетов, и представление наших проектов и их результатов на разных экспертных и профессиональных открытых площадках.

Кроме того, среднестатистический «портрет» университета первой сотни говорит о том, что условием вхождения в топ-100 институционального рейтинга остается наличие высоких позиций не менее чем в 25 предметных рейтингах. Наибольшее количество позиций в предметных рейтингах имеют МГУ (всего 30 позиций, в том числе 13 – в топ-100), НИУ ВШЭ (всего 19 позиций, в том числе 5 – в топ-100 и по 11 предметам занимает первую позицию среди российских вузов), СПбГУ (16 позиций, в том числе 2 – в топ-100).Это позволяет рассчитывать, что в ближайшие несколько лет, помимо МГУ, в топ-100 мирового рейтинга появятся и другие российские университеты.

Автор — старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ, исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты»

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp