Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шесть оснований для оптимизма: к отчету правительства в Госдуме

Отчет Мишустина показал, что коронавирус не отменил исходную повестку

Неожиданным образом, главное впечатление, вынесенное от первого отчета правительства Михаила Мишустина в Государственной думе – меньшая доля скепсиса в его восприятии. В последние годы скепсис стал привычной реакцией на все, что говорилось о «программах», «развитии», «прорывах». Ситуация и в экономике, и в социалке остается непростой – откуда же взялся осторожный оптимизм?

Нынешний кабинет в историю российских «правительств» войдет как яркий пример вынужденно резкой смены повестки на самом старте работы: он приходил, чтобы придать новую динамику росту и реализации национальных проектов — но был вынужден переключиться на борьбу с ковидом. Парадоксальным образом – то, что казалось отменой иcходной повестки, стало на деле подтверждением ее правильности и востребованности.

С «боевым крещением» новая команда справилась (хотя, конечно, объявлять борьбу с коронавирусом законченной еще рано), и, обретая опыт, по сути уже начала двигаться дальше. Именно поэтому премьер на отчете в Думе выглядел спокойно и уверенно: намеченные меры уже показывают свою перспективность и эффективность.

Какие же уроки первого полугодия позволяют дать этой программе кредит доверия? Назовем шесть оснований для оптимизма.

Первое: приоритетная ценность «человека» в риторике власти – отнюдь не новость. Мы это слышали во всех избирательных кампаниях. Но именно борьба с коронавирусной напастью наполнила ее новым, реальным содержанием. И выделение многомиллиардной помощи нуждающимся, и предельная мобилизация всей системы здравоохранения – все это требовало быстрого принятия решений, четкого их исполнения и контроля над достижением результата.

Все ли получалось? Конечно, трудностей хватало – недаром премьер отметил, что борьба с эпидемией вскрыла множество проблем в системе здравоохранения. Но в целом правительственная команда с этой задачей справилась, и ставит здоровье и благополучие людей на первое место в своей повестке.

Второе: «регуляторная гильотина», снижение административного давления на бизнес, снижение налогового бремени – сколько об этом говорилось в прошлые годы? Чрезвычайные обстоятельства заставили действовать быстро. Бизнес получает налоговые льготы, ускоряется работа над отменой устаревших и избыточных ограничений, администрирование налогов станет проще, многие регуляторные акты становятся «риск-ориентированными», т.е. менее назойливым. Не было бы счастья, да несчастье помогло?

Третье: то же касается и извечной проблемы отношений центра с регионами. О необходимости децентрализации, предоставлении регионам больших возможностей для нахождения «точек роста» говорится уже более десяти лет.

Но лишь в условиях борьбы с эпидемией регионы получили больше свободы действий в принятии мер. Сколько бы времени заняло в иное время принятие решений о выделении помощи десяти регионам с наиболее сложной ситуацией – сейчас это было сделано быстро, и до 2024 года они будут получать помощь центра на оживление своей экономики.

Четвертое: именно в кризисной ситуации государственная машина стала более активно осваивать современный стиль отношений с обществом – сервисный. Смысл – максимальное облегчение для граждан процесса получения государственных услуг и помощи.

Это относится и к налоговой сфере, и к образовательной, но, пожалуй, самое важное – то, что в правительстве называют «социальным казначейством»: создается цифровая платформа для всех видов социальной поддержки. Все выплаты, льготные лекарства, контроль над четким исполнением социальных обязательств будут осуществляться из единого центра.

Пятое: падение экономики и сокращение занятости в период эпидемии еще более остро поставило задачу поиска источников роста, оптимизации государственных инвестиций. «Рецепты», прозвучавшие в среду из уст премьера – достаточно ожидаемые: инфраструктура, АПК, импортозамещение, но, например, к ним добавляется внутренний туризм – четкое указание, что правительство «в теме», выносит уроки из опыта последних месяцев.

Да, национальные проекты, шире – вся стратегия развития страны требуют в свете этого опыта серьезного переосмысления – и хорошо, что премьер открыто это признал.

Наконец, последнее по порядку, потому, что оно «пакует» многое из того, что сказано выше. Цифровизация – не просто «фирменная тема» нынешнего кабинета, тем более – не самоцель. И граждане, и государство в последние месяцы освоили множество новых практик решения самых разных задач в режиме «онлайн».

Очевидно, что и налоговое администрирование, и «социалка», и образование, и медицина становятся более эффективными с помощью цифровых технологий. Они становятся и фактором роста, и новым средством умножения и применения «человеческого капитала» в самых разных сферах. Прогнозируемый премьером рост в 2,5 раза числа студентов по «цифровым специальностям» - четкий указатель на огромный потенциал этой отрасли.

Я далек от того, чтобы надевать розовые очки. То, о чем сегодня говорилось в Думе – в том числе, в сессии вопросов и ответов, указывает на огромный масштаб задач и нерешенных еще проблем. Последствия «коронавирусной напасти» их еще более усугубляют. Но сегодня мы услышали отчет команды, которая «выдержала удар» в борьбе с ними и с этим опытом готова идти дальше.

Автор — президент Центра политических технологий.