Три антипринципа Яндекса: критики вновь говорят об антиконкурентном поведении

Почему новые предложения Яндекса игрокам IT-рынка в РФ являются полумерой

Слушать
Остановить
В конце мая в своем корпоративном блоге Яндекс опубликовал требования к онлайн сервисам, которые хотят получить доступ к обогащенным, то есть расширенным, форматам выдачи ответов, на запросы пользователей в поиске Яндекса. Глава поискового направления компании Андрей Стыскин в интервью РБК назвал их «принципами». Сводятся они к обязанности предоставить большой объем данных поисковику, а также поддерживать на своих ресурсах авторизацию и оплату через его – и только через его! – инструменты.

Обогащенные ответы — это разновидность блоков поисковой выдачи. Кроме привычного заголовка страницы и ее описания они содержат дополнительные данные. Например, картинки, ссылки на разделы сайта, адреса и телефоны и так далее. Этот инструмент позволяет пользователям быстрее получить ответ на свой вопрос, а владельцам сайтов — привлечь больше посетителей на свой ресурс. Для коммерческих сервисов обогащенные ответы являются мощнейшим инструментом привлечения аудитории. Одним из видов обогащенных ответов являются «колдунщики» и сейчас их могут применять для своего продвижения и продаж сервисы либо входящие в структуру Яндекса, либо не конкурирующие с ним.

Что на самом деле означает этот жест Яндекса?

Важно, что он стал прямым следствием обращения в ФАС ИТ-коалиции, состоящей из ключевых игроков Интернет-рынка: Авито, Дром, Туту.ру, Циан, IVI, Профи, Zoon.ru и 2ГИС. Год назад ИТ-коалиция обратилась к регулятору с просьбой разобраться с антиконкурентными практиками Яндекса на рынке Интернет-поиска. Позже позицию ИТ-коалиции поддержали еще порядка 20 компаний и ассоциаций. Число компаний, открыто поддерживающих стремление обеспечить честный Интернет-поиск, продолжает расти.

Под давлением объединившейся Интернет-отрасли Яндекс пересмотрел свои принципы доступа к обогащенным ответам и предложил их рынку. Между тем, не все в этих предложениях однозначно.

В качестве обязательного условия для доступа к инструменту продвижения на рынке поиска Яндекс указал, в частности, подключение Яндекс.Метрики, Яндекс ID и Яндекс.Pay. Но их использование таит в себе огромные риски для конкурирующих с Яндексом бизнесов.

Первый принцип – передача большого массива пользовательских данных должна происходить через использование Яндекс.Метрики. Это инструмент веб-аналитики, который позволяет отслеживать источники трафика и действия пользователей, оценивать эффективность онлайн- и офлайн-рекламы.

Все эти данные будут в распоряжении Яндекса и позволят ему получать конкурентные преимущества в виде знаний о предпочтениях пользователей других сервисов, изучать поведение пользователей и использовать это знание в дальнейшем для вовлечения пользователей в инфраструктуру Яндекса.

А ведь эта информация является одним из главных конкурентных преимуществ того или иного портала. При этом экосистема интернет-компании уже включает в себя сервисы, которые прямо конкурируют с теми, кому нужно подключение обогащенных ответов.

Яндекс.Метрика как инструмент используется многими компаниями на рынке, но всегда на добровольной основе. И некоторые конкурирующих с Яндексом сервисы намеренно полностью или частично отказались от использования Яндекс.Метрики, потому что не захотели передавать коммерческую информацию конкуренту. Сейчас Яндекс пытается заставить их отдать эти данные, в противном случае сервисы будут терять значительный объем трафика, оказавшись вне обогащенных ответов.

Это мнение подтверждают и представители различных ИТ-компаний, с которыми мне удалось пообщаться.

«Сама по себе веб-аналитика является неплохим инструментом, позволяющим понять как ведут себя твои пользователи, как реагируют на новые продуктовые решения, что «заходит» пользователям, а что нет. Но когда такую информацию помимо тебя, видит и твой конкурент это создает больше вреда, чем пользы. Мы будем знать только о поведении своих пользователей, а Яндекс будет знать все не только о своих пользователях, но и о тех людях, которым нравятся продукты конкурента. Возможность доступа к такому объему данных создает очевидное преимущество Яндекса, перед всеми остальными.», — говорит Дмитрий Иванов, Руководитель юридического отдела сервиса поездок и путешествий Туту.ру

Второй принцип – поддержание авторизации на сайте, который хочет получить доступ к «колдунщику», должно происходить через Яндекс ID. То есть, сайт обязан предложить пользователю авторизоваться на своем сайте через систему Яндекса.

Что это означает? Во-первых, каждый из сервисов должен будет постоянно продвигать экосистему Яндекса - своего прямого конкурента.

Во-вторых, Яндекс ID дает бесценную информацию о действиях пользователя на сервисе. Что он купил, по какой цене, что посмотрел, а от чего отказался - каждый шаг и транзакция пользователя на таких сервисах будут для Яндекса как на ладони. А это ценнейшие сведения для конкурента, позволяющие таргетировать уже даже не группу клиентов, а конкретных пользователей, предлагая им индивидуальные скидки на аналогичном сервисе Яндекса.

Третий принцип — использование Яндекс.Pay. Этот сервис позволяет пользователю в своем аккаунте привязать банковскую карту и совершать покупки без дополнительного ввода данных. Здесь очевидна цель Яндекса продвинуть свой сервис.

«Эти требования не продиктованы технологической необходимостью. Нам непонятно, зачем обязательно для получения доступа к «колдунщикам» подключать Яндекс.Pay, который был запущен лишь в этом году и пока что имеет небольшую долю на рынке. Сама компания до сих пор не смогла предоставить внятных объяснений, почему отсутствие этого платежного сервиса на конкретном сайте ухудшит пользовательский опыт или не позволит подключить, а обогащенные запросы технически», — сказал Кирилл Бобров, CEO QLean.

Повторимся, речь не идет о критике Метрики, ID, или платежной системы Яндекса. Речь о том, что Яндекс, по сути, заставляет получать дополнительные услуги, которые не обязательны, не требуются конкретным компаниям и могут оказаться для них губительными.

Подобные применяемым Яндексом практики во всем мире признаются нарушением антимонопольного законодательства. Например, совсем недавно в Китае была оштрафована Alibaba Group за то, что, выстроив экосистему из множества сервисов, она обеспечила себе мощности по обслуживанию, организации платежей и обработке данных. В результате это привело к неконкурентному укреплению её рыночной силы.

В России целой отрасли Яндекс предложил выбор без выбора. Делая вид, что решает одну проблему - восстановления свободной конкуренции на рынке поиска, Яндекс в действительности продолжает свое антиконкурентное поведение.

Автор — исполнительный директор ИТ-коалиции.