Ложная тревога: существует ли проблема госдолга на региональном уровне

Требует ли вмешательства со стороны федерального правительства рост госдолга субъектов РФ

Слушать
Остановить
По итогам 2020 года доходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 9,8%, в реальном выражении достигнув 14% ВВП, что является максимальным уровнем с 2011 года. При этом следует отметить, что данный рост был вызван предоставлением дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, что свойственно для кризисных периодов и не является свидетельством улучшения финансовой ситуации в регионах.

Действительно, несмотря на высокие показатели роста бюджетных доходов, опережающий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2020 году (+14,8%) привел не только к максимальному за последние 10 лет объему реальных расходов (14,6% ВВП), но и к уровню бюджетного дефицита в размере 0,68 трлн руб., что является рекордным за весь период с 1992 года. Как следствие, к концу 2020 года существенно вырос государственный долг регионов (+18,1%), объем которого достиг рекордной отметки в 2,5 трлн руб. (2,34% ВВП).

Является ли данный уровень долга, а также последние тенденции его роста поводом для беспокойства, и требует ли данная ситуация вмешательства со стороны федерального правительства? Ответ отрицательный по следующим причинам.

Первая причина: низкий уровень долговой нагрузки.

На самом деле проблему представляет не уровень государственного долга регионов, а уровень долговой нагрузки, который рассчитывается как отношение объема государственного долга к доходам региональных бюджетов (в качестве последних будем использовать объем налоговых и неналоговых доходов).

Рассмотрим динамику региональной долговой нагрузки следующих групп субъектов, сформированных исходя из их уровня бюджетной обеспеченности: высокообеспеченные регионы - 17 субъектов, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых на 2020 год превышал 1,0, среднеобеспеченные - 38 субъектов с уровнем от 0,6 до 1,0 и низкообеспеченные - 30 субъектов с уровнем ниже 0,6. Как показано на рисунке 1, долговая нагрузка регионов, хотя и выросла за 2020 год, продолжает оставаться существенно ниже своих максимальных значений, достигнутых в 2015 году (27,3% против 36,5% в конце 2015 года), а также ниже, чем в среднем за период 2008–2020 годов.

Вторая причина: низкие темпы роста долговой нагрузки у низкообеспеченных регионов.

Из рисунка 1 также видно, что рост долговой нагрузки затронул в основном высоко- и среднеобеспеченные регионы, в то время как у низкообеспеченных (именно эта группа имеет наибольший риск не решить самостоятельно свои долговые проблемы вследствие практического отсутствия возможности сокращения бюджетных расходов) долговая нагрузка практически не изменилась.

Произошло это потому, что в 2020 году при предоставлении дополнительной финансовой помощи региональным бюджетам учитывался не только фискальный дисбаланс, связанный с выпадающими доходами и дополнительными расходными обязательствами бюджетов регионов, но и уровень их бюджетной обеспеченности. Таким образом в отличие от периода 2013–2015 годах, в 2020 году долг наращивали преимущественно более обеспеченные регионы, что несло в себе меньший риск возникновения долговых проблем.

Третья причина: низкая текущая стоимость обслуживания государственного долга.

Объем государственного долга или уровень долговой нагрузки – это не единственные показатели, характеризующие долговую устойчивость регионов. Важной является также стоимость обслуживания государственного долга, которая зависит как от доли бюджетных кредитов (практически бесплатных в обслуживании), так и от процентных ставок на финансовых рынках.

Как видно из рисунка 2, расходы на обслуживание государственного долга регионов в 2020 году составили 0,58% общего объема расходов региональных бюджетов, что является минимальным уровнем за период с 2005 года и в 2,7 раза ниже, чем в 2015 году. Даже учитывая то, что рост государственного долга регионов в 2020 году не успел в полной мере отразиться на расходах на его обслуживание (поскольку основное увеличение долга произошло в декабре 2020 года), они, очевидно, и в 2021 году не создадут проблем для регионов. Этому будет способствовать не только сохраняющаяся низкая ключевая ставка Банка России, но и высокая доля практически бесплатных в обслуживании бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга регионов (рисунок 3).

Указанные выше факторы свидетельствуют не только об отсутствии в целом у регионов долговых проблем, но и сохранении у них достаточного запаса прочности на будущее, чему будут дополнительно способствовать принятые в 2021 году решения правительства РФ по реструктуризации части бюджетных кредитов, а также замене коммерческих кредитов бюджетными.

Автор — старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.